Ява 634 выключатель стоп сигнала
Ява 634 выключатель стоп сигнала
При переделке ЯВЫ-634 под минский генератор возникла вот какая проблема (чертеж переходного фланца смотри на рисунке 1, хотя его без проблем можно купить уже готовый на рынке)
Рис. 1. Переходной флянец под минский генератор
Обрезаем его и сверлим отверстия по месту. Переделка была стандартной, т.е. описанной в интернете.
Итак о проблеме. Необходимо было профрезеровать новое углубление под шпонку в теле ротора генератора, так как штатное углубление под штифт (под мотоцикл «Минск») не обеспечивает нужный момент зажигания. После нескольких проб и ошибок предлагаю два варианта решения данной проблемы.
При использовании неразборного ротора (новой конструкции) благодаря тому, что он представляет собой цельную аллюминиевую деталь с влитыми магнитами генератора и датчика зажигания, можно углубления под штифт профрезеровать обычным сверлом. Для этого берем короткое сверло (порядка 25-30 мм) и диаметром около 4 мм. Длиннее и тоньше (под ширину явовской шпонки) сверло не стоит брать, так как его легко поломать. Далее закрепляем аккуратно ротор в тисках, располагая его так, чтобы место под новую канавку было внизу. Теперь осторожно сверлом делаем насечку так, как показано на рисунке 2 (лучше работать участком сверла возле его хвостовика). Далее, постепенно поднимая электродрель, делаем окончательно канавку для штифта. Глубину и длинну контролируем, переодически устанавливая ротор на коленвал мотоцикла.
Рис. 2. Порядок фрезирования углубления под шпонку в роторе
При использовании разборного ротора (старой конструкции) делаем следущее. Отделяем двумя отвертками от корпуса ротора корпус магнита датчика зажигания. Фиксация его с ротором осущестляется с помощью вставного цилиндрического штифта (иногда попадаются штифты, влитые в корпус ротора). Мы его удаляем, а посадочное место корпуса магнита датчика зажигания стачиваем напильником под конус так, чтобы плотная посадка была только на последних 3-4 мм как показано на рисунке 3.
Рис. 3. Порядок доработки корпуса магнита датчика зажигания
Теперь устанавливаем на коленвал ротор в штатную (минскую) канавку. Выводим поршень в положение, при котором происходит искрообразование (около 2,8 мм от ВМТ), и устанавливаем корпус магнита датчика зажигания относительно самого индуктивного датчика (см. рис. 4).
Рис. 4. Положение магнита датчика и самого датчика в момент возникновения искры
В дальнейшем при эксплуатации для регулировки зажигания достаточно будет ослабить центральный болт и повернуть корпус магнита датчика зажигания в нужную сторону.
Схему переделанной электропроводки под минский генератор смотрите ниже:
Рис. 5. Схема электропроводки: Л1, Л2, Л3, Л4 — лампы указателей поворота (12 В 15 Вт); Л5 — лампа дальнего-ближнего света; Л6, Л10 — лампы габаритных огней; Л7 — контрольная лампа включения дальнего света; Л8 — контрольная лампа включения поворотных огней; Л9 — лампа стоп-сигнала; Л11 — контрольная лампа нейтрали;1 — генератор переменного тока 43.3701; 2 — коммутатор БСК 61.3734; 3 — катушки зажигания (явовские); 4 — замок зажигания (явовский); 5 — включатель стоп-сигнала; 6 — реле указателей поворота (минский); 7 — выключатель нейтрали; 8 — левый рулевой переключатель (переключатель дальний ближний, переключатель поворотов, включатель сигнала и дальнего света) (явовский).
На выносном рисунке: С1 — электролитический конденсатор 10000 мкФ на 25 В; D1-D4 — диоды КД202 (с любым индексом)
На выносном рисунке показана схема подключения сигнала через выпрямитель, собранном на базе диодов D1-D4 и конденсатора С1. Чем выше емкость конденсатора, тем сигнал будет мощнее.
Проводка Ява 634: особенности генератора и аккумулятора мотоцикла JAWA
Мотоцикл марки JAWA из Чехословакии оказался супер популярным в СССР, особенно в эпоху всеобщего дефицита. Но вот с поставками запчастей не все было отлажено.
А в наших суровых условиях эксплуатации проводка Ява 634 и электрические соединения быстро приходили в негодность, что вынуждало владельцев изыскивать способы ремонта из доступных материалов.
Справочно: данная марка появилась в 1973 году и поставлялась в СССР до 1982 года. Вначале это была модель «634» с 6В оборудованием, а потом ей на смену пришла «638» с 12-ти вольтовой электрической схемой.
Цена стартовала от 950 рублей за новую технику, и редко когда снижалась ниже 450 рублей за подержанный экземпляр.
Особенности эксплуатации
Следует учитывать, что мотоцикл за пару лет успевал сменить нескольких владельцев, поэтому оригинальная инструкция редко когда оказывалась в руках последнего хозяина.
Но на самом деле, опытному пользователю не составляло труда разобраться в схеме электрической проводки (см. также об особенностях схемы проводки ИЖ Юпитер 5). Тем более, обслуживать технику приходилось своими руками по причине отсутствия сервисных станций .
Источники тока
На мотоцикле источниками тока являются два устройства:
- Аккумулятор;
- Генератор.
На приведенном рисунке генератор обозначен буквой – G, и аккумулятор – GB.
- Буквой L – обмотка возбуждения статора генератора;
- Буквами EL2 – система зажигания;
- Буквой S – выключатель зажигания;
- Лампа уровня заряда или разряда аккумуляторной батареи обозначена EL1.
Генератор мотоцикла JAWA
На модели «634» устанавливался шести полюсный генератор мощностью 75 ватт и напряжением в 6 вольт:
- Оснащенный двумя прерывателями (по одному на каждый цилиндр);
- Шестью полюсными катушками с железными башмаками;
- И системой самовозбуждения (работа без аккумулятора).
Аккумулятор мотоцикла JAWA
На мотоцикле устанавливался аккумулятор 6 Вольт на 14 А.ч (как и в схеме проводки ИЖ Планета 3).
Из особенностей АКБ можно отметить:
- Расположение под сиденьем;
- Минусовая клемма подключалась на раму;
- Непосредственно у АКБ размещался плавкий предохранитель на 15 А на кронштейне;
- АКБ имела вентиляционную трубку, выведенную вниз мотоцикла.
Справочно: отсутствие запчастей приводило к тому, что владельцы вынуждены были эксплуатировать мотоцикл без АКБ. Это было возможным благодаря конструкции генератора, а также небольшим переделкам электросхемы.
Потребители тока
Следует разделять электросхему потребителей мотоцикла на:
- Первичную электрическую цепь;
- Вторичную электрическую цепь.
Благодаря катушке зажигания они индуктивно взаимосвязаны – первичная цепь тянется от генератора к выключателю зажигания через контакт «51» (на схеме вверху), либо через аккумулятор (клемма «30»).
При включении зажигания (клемма «54»):
- ток подается на первичную обмотку катушки;
- а затем со вторичной на прерыватель зажигания.
Справочно: Принцип действия катушки зажигания заключается в генерировании тока высокого напряжения с помощью первичной и вторичной обмоток, а затем в его подаче на свечу, воспламеняющую топливовоздушную смесь в цилиндре.
Наглядно это можно увидеть на обучающем видео из школьных уроков физики.
- контрольные лампы приборы и;
- головной свет;
- стоп-сигналы;
- габаритные огни;
- лампы подсветки приборов.
Выводы: Надеемся, что приведенные в статье схемы и технические особенности помогут вам в обслуживании электрических цепей мотоцикла (см. подробнее также статью о электропроводке Ява 350). И ваш «железный конь» прослужит не один десяток лет в исправном состоянии.
Ява 634 выключатель стоп сигнала
ПЕРЕДЕЛКА ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ ЯВЫ
На мотоциклах ЯВА-634, выпускавшихся до 1985 года, при малых оборотах коленчатого вала (до 1800 в минуту) 6-вольтовый генератор не вырабатывает энергию, и все потребители в это время питаются от аккумулятора. Если включено освещение и фара, батарея быстро разряжается, что при многократных циклах приводит к ее выходу из строя. Единственная мера, позволяющая избежать этой неприятности — поддерживать средние обороты даже на плохой дороге или остановках у перекрестков. Ясно, что это доставляет достаточно большие неудобства, особенно при эксплуатации мотоцикла на сельских дорогах, скорость движения по которым сравнительно невысока.
На ЯВЕ модели «638» применена 12-вольтовая система электрооборудования (ее описание и схема приведены в «За Рулем» # 6 за 1987 год), где более совершенный и мощный генератор начинает работать уже при 1000 об/мни. Многие владельцы 634 модели хотят перейти на новое электрооборудование, но встречают серьезное препятствие: основной прибор — генератор имеет иные присоединительные и габаритные размеры. В свое время, некий студент из уральского города Курган Д. КУЗНЕЦОВ преодолел эту трудность и успешно переоборудовал свой мотоцикл.
Им были использованы явский генератор (12 В, 210 Вт), аккумуляторная батарея (12 В, б А- ч) «Трепча». Выбор батареи объясняется тем, что отечественную батарею 6 МТС-9 разместить в тесном подседельном отсеке без переделки не удавалось. Также были приобретены выпрямитель, две катушки зажигания и реле указателей поворота. Поскольку «родные» (модели «638)» регулятор напряжения и реле контрольной лампы найти не удалось, были применены реле РРЗЗО от мотоцикла «Урал», учитывая, что разница в мощности генератора у ЯВЫ и «Урала» невелика — 210 и 200 Вт соответственно. Суть переделки в следующем.
Механическая часть. Из стали любой марки делаем переходные фланец (рис. 1) и конус (рис. 2).
Рис. 1. Переходной фланец. Рис. 2. Переходной конус.
При разметке фланца пользуемся в качестве шаблона статором генератора, а конуса — ротором. Кроме того, необходимо, собрав статор с фланцем, пропилить в них круглым напильником небольшое углубление под винт, крепящий правую крышку картера. Переходной фланец устанавливаем вместо старого 6-вольтового генератора в расточку картера и крепим двумя винтами Мб X 30. Затем на цапфу коленчатого вала надеваем переходной конус и ротор генератора. Статор крепим четырьмя винтами Мб X 10 к переходному фланцу.
Чтобы не повредить щетки при монтаже новых деталей, их лучше временно снять с генератора.
Поскольку новый генератор больше по размерам, надо обработать (лучше на вертикально-фрезерном станке, но можно и вручную) правую крышку картера, сняв часть перегородки. Чтобы не повредить крышку на станке, предварительно вставляем распорку, как показано на рис. 3.
Рис. 3. Крышка картера: 1 — распорка, 2 — дистанционная прокладка, 3 — перегородка
Кроме того, из подходящего материала — пластмассы, картона и т. и. делаем дистанционную прокладку под крышку толщиной 4 мм, пользуясь правой крышкой картера в качестве шаблона.
Чтобы защитить генератор от пыли и грязи, вклеиваем резиновую перегородку. Для нее и прокладки используем эпоксидный клей.
Надо еще исключить задевание тормозной педали о «расширившийся» теперь двигатель, — сняв педаль и вал тормоза, укоротить на 4 мм или изготовить новую распорную втулку 5 (рис. 4) и выточить втулку 7 длиной 4 мм. После сборки согласно рисунку педаль окажется смещенной вправо.
Рис. 4. Привод ножного тормоза: 1 — тормозной рычаг, 2 — регулировочный винт, 3 — фетровое кольцо, 4 — рама мотоцикла, 5 — распорная втулка, 6 — вал тормозной педали, 7 — дополнительная распорная втулка, 8 — тормозная педаль
Электрическая часть. Для переделки электропроводки нужно запастись штеккерами шириной 6,3 мм и цветными автомобильными электропроводами. Если используем приборы от модели «638», соединяем их по «родной» схеме, опубликованной в «За рулем» (1987, © 6). Когда же применяется реле-регулятор РРЗЗО (от «Урала» или другой 12-вольтовый с такими же выводами), то проводку выполняем, как указано на рис. 5. В любом случае придется изменить схему подсоединения контрольных ламп нейтрали и работы генератора. Для этого необходимо удалить перемычку, соединяющую эти лампы.
Рис. 5. Схема системы энергоснабжения: 1- катушки зажигания, 2 — выключатель стоп-сигнала, 3 — генератор, 4 — выпрямитель, 5 — аккумулаторная батарея, 6 — предохранитель, 7 — реле-регулятор, 8 — включатель лампы нейтральной передачи, 9 — лампа нейтральной передачи, 10 — контрольная лампа работы генератора.
Далее. Синий провод, идущий от контакта «54» замка зажигания, подсоединяем к контрольной лампе нейтрали. Контрольную лампу генератора подсоединяем дополнительным проводом к корпусу. Чтобы обеспечить надежную «массу» у ламп подсветки тахометра и спидометра, надо проложить еще один «минусовый» провод, как это сделано у ЯВЫ модели «638» (см. названную схему).
Дополнительный провод от выключателя стоп-сигнала подсоединяем к контакту «ВЗ» реле РРЗЗО, провод от контакта «DF» обмотки возбуждения генератора — к контакту «Ш». Синий провод от контрольной лампы генератора подключаем к контакту «ЛК». Контакт «86» генератора соединяем с контактом «
» на реле. Целесообразно сразу установить выключатель «массы» на «минусовом» проводе, идущем от аккумуляторной батареи к раме мотоцикла.
Что касается фары, то в ней для подсоединения новой лампы нужно заменить узкие штеккеры на широкие от любой мотоциклетной или современной автомобильной фары, где стоит лампа 45/40 Вт. Провода от катушек зажигания можно использовать старые, разогнув лишь чуть-чуть их штеккерные наконечники. Реле-регулятор РРЗЗО и выпрямитель устанавливается в подседельном отсеке. Замена 6-вольтовых на 12-волътовые катушки зажигания, лампочек, реле указателей поворота и звукового сигнала трудностей не вызывает.
Схема проводки ява 6в
Схемы электрооборудования мотоциклов Ява-350, ЯВА 350/638 и Ява 634 в хорошем качестве, представлены для бесплатного скачивания всем посетителям нашего сайта. Для увеличения электросхемы — нажмите на неё.
Электросхема ЯВА-350
Электросхема ЯВА-634
1 — передние указатели поворотов с лампами 6В, 15 или 21Вт; 2 — реле-прерыватель указателей поворотов; 3 — разъемные соединения; А — контрольная лампа указателей поворотов 6В, 2Вт; 5 — контрольная лампа дальнего света фары 68, 2Вт; б — лампа подсвета шкалы спидометра 68, 2Вт; 7 — лампа головного света фары 6В, 35/35Вт; 8 — лампа стояночного света в фаре 6В, 4Вт; 9 — контрольная лампа работы генератора 6В, 2Вт; 10 — контрольная пампа нейтрали в коробке передач 6В, 2Вт; 11—звуковой сигнал ява-634; 12 — переключатель указателей поворотов; 13 — конденсаторы с прерывателями; 14 — генератор 68, 75вт; 15 — включатель контрольной лампы нейтрали; 16 — центральный переключатель; 17 — переключатель света фары; 18 — кнопка светового сигнала; 19 — кнопка звукового сигнала; 20 — предохранитель 15 А: 21 —реле-регулятор; 22 — аккумуляторная батарея 6В; 14 ; 23 — задние указатели поворотов с лампами 6В, 15 или 21 Вт; 24 — лампа стоп-сигнала 6В, 21 Вт; 25 — лампа стояночного света задняя 6В, 5 Вт; 26 — включатель стоп-сигнала; 27 — катушки зажигания ява 634.
Электросхема ЯВА-638
1 – указатели поворота
2 – правый переключатель
3 – левый переключатель
4 – генератор
5 – фара ява 638
6 – лампа стояночного света
7 – катушка зажигания
8 – задний фонарь
9 – звуковой сигнал
10 – аккумулятор
11 – выключатель нейтрали
12 – выключатель стоп-сигнала
13 – лампа дальнего света
14 – лампа работы генератора
15 – лампа включения указателей поворота
16 – датчик включения нейтрали
17 – замок зажигания Ява-638
18 – реле указателей поворота
19 – лампы подсветки приборов
20 – плавкий предохранитель 15А
21 – штекерный разъем
22 – выпрямитель (диодный мост)
23 – полупроводниковый реле-регулятор
24 – реле включения контрольной лампы работы генератора.
В сегодняшнем посте привожу четыре схемы электрооборудования мотоциклов Ява 350 самых популярных моделей. Для увеличения изображения, кликните по нему мышкой. Схема мотоцикла Ява 350 640.
Схемы мотоциклов Ява-250 модели 353 и 359 Ява-350 модели 354 и 360.
Чехословацкая марка JAWA хорошо известна в СССР. Ее двухколесные мотоциклы стали почитаемым и уважаемым эталоном для мотолюбителей всей страны. И это несмотря на то, что в наших суровых условиях проводка Ява 634 и другие электронные компоненты нередко выходили из строя. Легендарная JAWA 350/634
Мотоциклы данной марки впервые появились в СССР в 1973 году и продавались по достаточно высокой стоимости (цена стартовала от 950 рублей в зависимости от региона). Спустя пару лет взамен «634-й» модели, имевшей 6В оборудование, чехословацкие мотостроители предложили новое поколение — «638», переведенное на более перспективное 12-ти вольтовое оборудование.
Обратите внимание! Нельзя не отметить существовавший дефицит запасных частей для мотоциклов. Даже подробная схема электропроводки Ява 634 (представлена на фото ниже) считалась большой удачей при покупке мотоцикла с рук.
Эксплуатационные особенности
Именно мотоцикл в нашей стране стал ярким подтверждением того, что двухколесное транспортное средство действительно является средством передвижения.
Владельцев и их «железных коней» можно было встретить везде:
- В лесной чаще;
- В горах;
- На городских магистралях;
- В сельской глубинке;
- На спортивных соревнованиях и т.п.
На мотоцикле JAWA можно было легко уехать за 1000 км от дома
Его выносливость и безотказность на самых длительных маршрутах способствовала столь высокой популярности марки в целом. Даже перепродажа 5-ти летнего экземпляра приносила бывшему владельцу не менее 500 рублей.
Справочно: Покупка новых отечественных двухколесных мотоциклов обходилась в более скромные суммы для семейного бюджета. Дефицит запчастей, отсутствующая инструкция и мелкие поломки не останавливали от покупки мотоцикла-мечты.
Тем не менее, сложности с деталями и простая конструкция способствовали тому, что владельцы обслуживали мототехнику своими руками в самых разных местах:
- В частных гаражах;
- В подсобках;
- На балконах;
- В квартирах и т.п.
Отсутствие гаража никогда не было помехой настоящему мотолюбителю
Электрооборудование мотоцикла
Несмотря на высокое качество сборки и долговечность основных узлов и агрегатов, за техническим состоянием мотоцикла необходимо было постоянно следить.
В частности, требовалось регулярное техническое обслуживание:
- Аккумуляторной батареи;
- Системы зажигания;
- Системы подачи топлива;
- Системы смазки.
Производитель наглядно указывал в документации на узлы, требующие постоянного внимания
Аккумулятор
На мотоциклах чехословацкого производства устанавливалась фирменная АКБ TREPCHA 6А5. Ее обслуживание сводилось к:
- Проверке уровня электролита в каждом элементе;
- Проверке его плотности (номинальная величина — 1,26 г/см3);
- Зарядке АКБ при снижении разряда на клеммах ниже допустимых (в полностью заряженой напряжение составляет 7,8—8,1 вольт). Зарядку аккумулятора производят током 0,6 А.
Аккумулятор TREPCHA 6А5 устанавливался под сиденьем
Проводка
Схема проводки Ява 634 6в также требовала пристального внимания от владельцев.
- Все провода необходимо осматривать время от времени, и в случае обрыва или повреждения изоляции отремонтировать либо заменить.
- Проверять свечной провод. При появлении трещин в изоляции или на защитных колпачках провод следовало заменить.
Справочно: в трещинах изоляции скапливалась грязь и служила мостиком утечки тока, что влияло на искрообразование системы зажигания.
- Проверять работу выключателя стоп-сигнала, привод которого расположен довольно низко к дорожному полотну.
- Проверять состояние контактов плавкого предохранителя на 15 А;
- Проверять работу фары головного света.
За проводами мотоцикла следовало тщательно следить
В заключение
Несмотря на тот факт, что в Россию марка мотоциклов JAWA 634 не поставляется, многие из официально поставляемых моделей все еще в строю и служат своим владельцам. Надеемся, что видео и фотографии послужат хорошей иллюстрацией возможностей легендарного мотоцикла.