Setzenergo.ru

Строительный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Контакт состояния выключателя с приводом

Блок контактов

Блок-контакты КСА-4,-6,-8,-10,-12

Устройства коммутирующие вспомогательных цепей типа КСА предназначены для коммутации низковольтных вспомогательных цепей: сигнальных, аварийных, блокировочных, управления, других вторичных цепей. КСА работают в составе приводов разъединителей и заземлителей.

Контакт КСА представляет собой пакетный переключатель, состоящий из наборных секций, число которых составляет: 2 (КСА-2), 4 (КСА-4), 6 (КСА-6), 8 (КСА-8), 10 (КСА-10), 12 (КСА-12). Каждая секция представляет собой группу, отделенную от других секций межсекционными пластинами-изоляторами, между которыми с двух сторон установлены контактные группы. Клипса представляет собой подвижный и неподвижный контакт, соединенные между собой штифтом. Внутри клипсы установлена пружина, обеспечивающая надежное примыкание подвижного контакта с центральным, вращающимся контактом. Внутри секции вращается замыкающее обе клипсы между собой коммутирующее колесо. Колеса насаживаются на общий для всех секций шестигранный вал. Данная конструкция позволяет получить коммутационные положения любой из секций с шагом через 30°, 60°, 90°, 120°. С передней и задней стороны секции сжаты металлическими пластинами, создающими жесткую конструкцию, при помощи которых также производиться крепление КСА к приводу.

По виду крепления КСА могут быть: «на лапах» — на передней и задней пластине по две скобы; «на фланец» — на задней пластине имеются отверстия для крепежных шпилек, спереди КСА крепится непосредственно за вал

ПРИМЕР ЗАКАЗА: Устройство коммутирующее вспомогательных цепей типа КСА-12 исп.1.2.1-90 означает: заказано КСА с 12 контактными группами, крепление на фланец, с насадкой-кольцом на валу управления, на крепежном кольце установлен рычаг с межцентровыми отверстиями на расстоянии 10мм, переключение устройства происходит при перемещении вала на 90°

Блок-контакты в приводе масляного выключателя КСА-2, КСА-4, КСА-6, КСА-8, КСА-10, КСА-12, КБВ 5БП.551.094.01, КБО-А 5СЯ.551.039-02.

Вторичные приборы и аппараты предназначены для контроля за состоянием первичного (силового) оборудования и режимом работы электроустановок, а также для управления этим оборудованием. К ним относят разнообразные измерительные приборы, приборы сигнализации, командные аппараты, а также первичные преобразователи, позволяющие непосредственно получить информацию о контролируемом объекте, вход которых непосредственно связан с первичной цепью, а с выхода отбираются соответствующие сигналы, несущие указанную информацию по вторичным цепям, и исполнительные аппараты, непосредственно управляющие первичным оборудованием по командам, поступающим из вторичных цепей. К первичным преобразователям относят измерительные трансформаторы и всевозможные датчики, а к исполнительным аппаратам — различные приводы, в том числе и приводы выключателей.

Блок-контакты КСА, КБО, КБВ по существу являются датчиками механических перемещений, поскольку они преобразуют в электрические сигналы механические перемещения контролируемого оборудования, с которым связаны кинематически. Блок-контактами КСА снабжают приводы выключателей и разъединителей, магнитные контакторы и пускатели, автоматы и другое оборудование.

Большое распространение получили блок-контакты КСА в разъединителях и выключателях для коммутации цепей управления выключателей. Блок-контакты КСА собирают из отдельных пакетов, каждый из которых содержит два неподвижных и один подвижный контакты. Блок-контакты разделяют по числу пакетов (от 2 до 12 КСА-2… КСА-12), углу поворота подвижных контактов (90 или 120°) и по конструкции рычага (с коротким и длинным плечом).

Неподвижный контакт состоит из двух латунных фасонных скоб, соединенных между собой общей осью. На той же оси между скобками помещена нажимная пружинка Неподвижные контакты помещаются между пластмассовыми цоколями. Подвижные (поворотные) контакты представляют собой латунные пластинки с выступающими закругленными концами; пластинки запрессованы во втулки (цоколи) из пластмассы, которые имеют по центру сквозные шестигранные отверстия. Поворотные контакты насаживаются на валик, имеющий для этой цели в средней части шестигранник. На конце валика насажен стальной диск с отверстиями для установки под различными углами приводного рычага.

Воздушные автоматические выключатели на токи до 6300А

Воздушные автоматические выключатели SENTRON серии 3WL на токи до 6300А

Воздушные автоматические выключатели SENTRON серии 3WL на номинальные токи до 6300А обеспечивают абсолютную гибкость в использовании и широкие коммуникационные способности. Автоматы 3WL оптимальным образом соответствуют всевозрастающим требованиям к воздушным аппаратам, таким как возможности в электронном управлении и контроле сетей. Воздушные автоматы SENTRON 3WL доступны в стационарном и выкатном исполнении и имеют такие отличительные особенности, как унификация в конфигурировании, вводе в эксплуатацию, обслуживании и наборе аксессуаров и принадлежностей. Имя Siemens обеспечивает автоматам 3WL высочайшее качество, известное во всем мире. Есть еще одно преимущество — в верхнем диапазоне номинальных токов автоматы 3WL имеют самое компактное исполнение в своем классе устройств.

Воздушные автоматы SENTRON серии 3WL имеют различные применения:

  • — Ввод питания, распределение электроэнергии, секционирование и отходящие линии в НКУ
  • — Пуск и защита электродвигателей и двигательных приводов, трансформаторов, генераторов, конденсаторных установок, кабельных линий и сборных шин
  • — Основные и аварийные выключатели, а также в устройствах АВР

Автоматизированные системы управления находят все большее применение в энергоснабжении и поэтому растут требования к воздушным автоматам в области коммутации, защиты, обслуживания и контроля за сетевыми процессами. Большая линейка компактных, унифицированных и открытых автоматов серии SENTRON рассчитана на номинальные токи от 630А (с использованием специальных модулей номинальных токов и от 250А) до 6300А. Устройства на переменные токи выполняются в виде автоматических выключателей с защитой и выключателей-разъединителей нагрузки без защиты. Устройства на постоянные токи выполняются только в виде выключателей-разъединителей нагрузки. Автоматы SENTRON 3WL — это исключительно компактные устройства. Аппараты в типоразмере I (на токи до 2000А) помещаются в секцию шкафа шириной всего 400мм. Аппараты в типоразмере III (на токи до 6300А) также самые компактные в своем виде, они имеют ширину 704мм и входят в секции шкафов шириной всего 800мм. Все основные и дополнительные компоненты аппаратов – расцепители максимального тока, моторные приводы, вспомогательные расцепители, датчики тока, дополнительные контакты состояния и срабатывания, автоматический сброс, блокировки или выкатные корзины можно всегда заменить или дооснастить ими автомат для модернизации, например в связи с новыми условиями эксплуатации. Также имеется возможность замены главных контактов автомата если используемые контакты пришли в негодность. Модульный конструктив — это визитная карточка автоматов SENTRON 3WL. Имеются исполнения максимальных расцепителей тока с специальными LED-дисплеями (4-строчный или графический), предусмотрены также модули замыкания на землю, модули номинальных токов для изменения номинального тока автомата и коммуникационные модули PROFIBUS, Modbus для простого и быстрого дооснащения и соответствия изменившимся требованиям.

Применение современных автоматов с возможностью коммуникации по сетям PROFIBUS и Modbus упрощает и делает более открытым ввод в эксплуатацию, параметрирование аппарата, уход, диагностику и обслуживание. Этим обеспечивается экономия и рост эффективности установок, оборудования, зданий и инфраструктурных проектов.

Коммуникация и измерительные функции автоматов 3WL предоставляют:

  • — простую и быструю параметризацию
  • — недопустимость простоя установок и оборудования благодаря оперативной информации и последующим принятием соответствующих мер
  • — эффективность в диагностике и профилактический менеджмент
  • — основу для оптимального и эффективного управления различными нагрузками, построения графиков потребления и учета затрат
  • — понижение рисков дорогостоящих поломок оборудования благодаря использованию планового предупредительного осмотра
  • — измерение электрических параметров, таких как ток, напряжение, энергия, мощность и т.д.

Общие технические данные воздушных автоматов SENTRON 3WL:

  • — номинальные токи от 630 (а с использованием специальных модулей номинального тока от 250А) до 6300А
  • — рабочие напряжения до АС690/1000/1150V или DC1000V
  • — 3- и 4-полюсное исполнение
  • — стационарное или выкатное исполнение
  • — типоразмер I (номинальные токи 630А-2000А, отключающая способность (стойкость к короткому замыканию) 55кА-85кА), типоразмер II (номинальные токи 800А-4000А, отключающая способность (стойкость к короткому замыканию) 66кА-100кА, на токи 1600А-3200А – 66кА-130кА), типоразмер III (номинальные токи 4000А-6300А, отключающая способность (стойкость к короткому замыканию) 100кА-150кА)
  • — виды подключения к шинам – для стационарных автоматических выключателей: заднее горизонтальное, заднее вертикальное, фронтальное с 1 или 2-мя рядами отверстий, для выкатных автоматических выключателей: заднее горизонтальное, заднее вертикальное, фланцевое, а с использованием отдельных корзин также фронтальное с 1 или 2-мя рядами отверстий. Доступны также комбинированные виды подключений
  • — электронные расцепители максимального тока: ETU15B (защитные функции LI), ETU25B (защитные функции LSI), ETU27B (защитные функции LSING), ETU45B (без дисплея или с 4-строчным дисплеем, защитные функции LSIN или LSING), ETU76B (с графическим дисплеем, защитные функции LSIN или LSING). Расшифровка защитных функций: L – защита от перегрузки, I – защита от короткого замыкания, S – селективная защита от КЗ с выдержкой времени, N – защита нейтрали, G – защита от замыкания на землю
Читать еще:  Ае 2046м 100 25а автоматический выключатель кор 4шт

Для получения максимума возможностей и гибкости автоматы SENTRON 3WL могут оснащаться такими дополнительными компонентами и зап. частями как:

  • — включающие соленоиды для электрического включения ручного привода
  • — моторные приводы
  • — независимые расцепители
  • — расцепители минимального тока – мгновенные и с регулируемой задержкой
  • — дополнительные блок-контакты
  • — выкатные корзины, в том числе с лужеными контактами на стороне нагрузки
  • — электронные расцепители максимального тока
  • — модули номинального тока
  • — модули замыкания на землю
  • — элементы индикации и управления: счетчик циклов, электрические кнопки ВКЛ на пульте, кнопки аварийного отключения, сигнализаторы состояния накопителя энергии, сигнализаторы готовности к включению, блок-контакты состояния вспомогательных расцепителей, блок-контакты сигнализации положения для выкатных корзин, выключатели моторного привода на пульте
  • — дверные уплотнительные рамки
  • — сигнализаторы расцепления
  • — автоматический сброс блокировки повторного включения и соленоиды дистанционного сброса кнопки индикации и сброса
  • — включающие и отключающие соленоиды
  • — взаимные механические блокировки
  • — крышки дугогасительной камеры
  • — защитные шторки
  • — датчики состояния выключателя
  • — коммуникационные модули для подключения к шинам PROFIBUS и Modbus
  • — модули измерения и системы параметрирования
  • — защита нейтрали от сверхтока и КЗ
  • — фильтры ЭМС
  • — запирающие и блокирующие устройства: от несанкционированного включения, для рукоятки привода, от перемещения выкатного автомата, блокировка перемещения выкатного автомата в отсоединенном положении, блокировка открывания двери шкафа в положении ВКЛ и присоединенном состоянии выкатного автомата, блокировка перемещения выкатного автомата при открытой двери шкафа, запирающие устройства для положения ОТКЛ, пломбируемые крышки
  • — модули CubicleBUS
  • — дополнительные внутренние схемы для подключения CubicleBUS и внешних преобразователей N и G
  • — пружинные клеммы вспомогательных проводников
  • — защитные крышки
  • — тестеры
  • — накопители энергии независимого расцепителя
  • — различные принадлежности для подключения вспомогательных цепей
  • — дугогасительные камеры
  • — кодировка для выкатных исполнений
  • — защита от замыкания на землю
  • — кронштейны для монтажа на вертикальной поверхности
  • — трансформаторы напряжения и соединительные провода для коммуникации и системы параметрирования
  • — программное обеспечение Switch ES Power для параметрирования, управления, наблюдения и диагностики
  • — главные выводы для шинного подключения различного исполнения
  • — комплекты для переоборудования стационарных автоматов в выкатные
  • — главные контакты
  • — выдвижные модули замыкания накоротко, шунтирования и заземления

Бюджетные воздушные автоматические выключатели серии 3WT на токи до 4000А

Бюджетные воздушные автоматические выключатели серии 3WT – это экономичный вариант воздушных автоматов для стандартных применений.

Автоматические выключатели серии 3WT предлагаются со склада в Москве на номинальные токи от 1000А до 4000А в стационарном или выкатном исполнении, 3-полюсные. В стандартную комплектацию предлагаемых автоматов входят:

  • — Моторный привод на АС220-250V / DC220-240V
  • — Включающий соленоид на АС220-250V / DC220-240V
  • — Независимый расцепитель на АС220-250V / DC220-240V
  • — Дополнительные контакты состояния 2НО/2НЗ
  • — Аварийный контакт 1НО
  • — Дверная рамка

Помимо этого, автоматы дополнительно могут быть оснащены следующими опциями:

  • — 5-ти значный счетчик коммутационных циклов
  • — Дополнительный независимый расцепитель на АС220-250V / DC220-240V
  • — Дополнительный расцепитель минимального напряжения на АС220-250V / DC220-240V с временной выдержкой 0-0,2 сек
  • — Дополнительный расцепитель минимального напряжения на АС220-250V / DC220-240V с временной выдержкой 0,2-3,2 сек
  • — Взаимными механическими блокировками
  • — Вертикальными и фронтальными главными присоединениями контактами положения в корзине
  • — датчиком тока для защиты нейтрали

Предлагаемые со склада в Москве типы воздушных автоматических выключателей 3WT:

В.И. Масорский Маломасляные выключатели ВМП-10

8. Вынимают фланец верхнего вывода 8 с направляющими стерж-

9. Снимают подвижный контактный стержень при включенном положении механизма, предварительно освободив стопорную планку.

10. Выкручивают наконечник подвижного контактного стержня.

Разборка розеточного контакта . Она производится в следующей

1. Вынимают контактные пружины 2.

2. Отвертывают болты, крепящие гибкие связи 5 к сегментам 1.

3. Маркируют и затем снимают сегменты 1.

Сборка розеточного контакта . Сборка розеточного контакта производится после зачистки и промывки контактов бензином или трансформаторным маслом в следующей последовательности:

1. Складывают сегменты. При этом следует помнить, что менее поврежденные дугой сегменты рекомендуется менять местами с более поврежденными. Сегменты должны находиться в слегка наклонном положении, а верхние торцы касаться между собой.

2. Привертывают к сегментам гибкие связи.

3. Вставляют контактные пружины.

Сборка выключателя . Ее следует начинать со сборки полюсов, а затем переходить к полной сборке выключателя. Операции сборочных работ производятся после тщательного осмотра всех узлов и деталей полюса, зачистки контактов и обугленных мест дугогасительной камеры, очистки всех изоляционных деталей и маслоуказателя, проверки пружинного и масляного буфера.

1. Устанавливают на контактный стержень зачищенный наконечник. При этом его следует развернуть на 180 о , чтобы более сохранившаяся часть наконечника находилась на стороне дутьевых каналов камеры. Поверхности на стыке следует обкатать гладким роликом или обжать.

2. Устанавливают подвижный контактный стержень.

3. Устанавливают фланец верхнего вывода и диск, крепящий направляющие стержни, и затем корпус выпрямляющего механизма.

4. Устанавливают маслоотделитель и верхнюю крышку.

5. Вставляют в нижнюю крышку и закрепляют гайкой розеточный контакт.

6. Промывают дугогасительную камеру в чистом трансформаторном масле и обугленные места зачищают.

7. Устанавливают в цилиндре дугогасительную камеру.

8. Устанавливают распорный цилиндр.

9. Проверяют целостность уплотняющей прокладки, после чего устанавливают нижнюю крышку.

10. Устанавливают полюс на опорные изоляторы и подсоединяют изоляционную тягу.

11. Заполняют полюс трансформаторным маслом. Уровень масла при отключенном положении подвижного контакта должен быть как раз между двумя чертами, нанесенными на стенке маслоуказателя. В каждый полюс наливают около 1,5 литра масла.

12. Подсоединяют заземляющую шину к раме выключателя.

13. Соединяют тягой выключатель с приводом таким образом, чтобы при включенном положении привода зазор между роликом на главном валу выключателя и упором был в пределах 0,5-1,5 мм.

14. Проверяют правильность сборки выключателя, включая и отключая его вручную.

4. КОНСТРУКЦИЯ И РАБОТА ЭЛЕКТРОМАГНИТНОГО ПРИВОДА ПЭ-II

Для управления малообъемными масляными выключателями широко применяют электромагнитные приводы, которые обычно располагаются спереди слева от выключателя или сзади справа.

Электромагнитные приводы относят к группе двигательных приводов прямого действия. К их достоинствам по сравнению с другими типами приводов относят: простоту конструкции, высокую надежность, быстроту срабатывания и невысокую стоимость. Они позволяют осуществить дистанционное включение и отключение, а также автоматическое включение выключателя.

Читать еще:  Розетка с выключателем свао

К недостаткам электромагнитных приводов следует отнести наличие на электроустановках достаточно мощных выпрямительных агрегатов или аккумуляторных батарей.

На рис.6 показано устройство электромагнитного привода ПЭ-II. Основными его узлами являются включающий электромагнит, электромагнит отключения, механизм привода и блок-контакты.

Включающий электромагнит соленоидного типа состоит из сердечника 1 со штоком 9, катушек 8 и магнитопровода. Магнитопровод образован нижней плитой корпуса механизма привода, штампованной П-образной плитой нижнего основания. Между сердечником и нижней плитой корпуса установлена пружина, возвращающая сердечник в ис-

ключающую собачку 5. На собачку можно воздействовать и рукояткой ручного отключения.

Механизм привода расположен в верхней части сварного корпуса

и состоит из закрепленного на валу привода рычага 12, серег 13 и 14, ролика 16, а также рычага 17 с роликом 2 и защелки 15, снабженной пружиной.

В нижней части привода установлен клеммник, к которому подведены концы катушек включающего и отключающего электромагнитов, а также контактные системы коробок типа КСА.

Во включенном состоянии выключателя ролик 16 находится на торцевой поверхности защелки 15, а ролик 2 рычага 17 упирается в торец собачки 5. При этом ось сочленения серьги 14 с рычагом 17 находится ниже линии, соединяющей оси роликов 16 и 2. Тем самым создается жесткая конструкция, удерживающая выключатель во включенном состоянии.

При срабатывании электромагнита отключения ЭО или с помощью рукоятки ручного отключения преодолевается сопротивление пружины 21 и собачка 5 освобождает ролик 2. Под действием отключающих пружин выключателя ролик 16 соскользнет с торца защелки 15

и выключатель отключится.

В конце процесса отключения, когда ролик 16 достигает своего нижнего положения, пружина 20 рычага 17 вновь поставит ролик 2 на торцевую поверхность собачки 5, которая возвращается пружиной 21 в исходное положение как только прекратится отключающее воздействие.

Привод будет готов к включению.

При включении сердечник 1 своим штоком 9 нажимает на ролик 16, толкая его вверх. Ролик 16 будет скользить по внутренней поверхности защелки 15, отклоняя ее против часовой стрелки. Серьга 14 сообщает поступательно-вращательное движение серьге 13, а последняя поворачивает рычаг 12, жестко связанный с валом выключателя 11. В конце процесса выключения ролик 16 оказывается несколько выше защелки 15, которая под воздействием пружины возвращается в первоначальное положение. При этом торцевая поверхность защелки оказывается под роликом. После отключения включающего электромагнита и возвращения сердечника со штоком 9 в исходное состояние ролик 16 ложится на торцевую поверхность защелки и включение выключателя будет закончено.

Механизм электромагнитного привода ПЭ-II обеспечивает отключение выключателя из любого промежуточного положения в процессе включения. Действительно, даже при включенном электромагните ЭВ, когда шток 9 находится вверху, достаточно повернуть собачку 5, как ролик 16 соскользнет с торца штока и упадет вниз. Выключатель отключается. Такие механизмы, которые позволяют обеспечить независимое управление валом выключателя от нескольких воздействий (например от руки, системы релейных защит и т.д.), носят название механизмов свободного расцепления.

Электромагнитный привод ПЭ-II имеет несколько контактных коробок 7 типа КСА, связанных с валом выключателя.

5. КОНТРОЛЬ И РЕГУЛИРОВАНИЕ ПАРАМЕТРОВ

Работы по контролю и регулированию делятся на два этапа. Экспериментальные данные и их паспортные значения вносятся в табл.2.

1. Убедиться, что все элементы электромагнитного привода ПЭ-II обесточены.

2. Привести выключатель и привод в отключённое положение.

3. Снять с двух полюсов выключателя верхние крышки и маслоотделители. На третьем полюсе смонтирован виброграф для проведения второго этапа экспериментов.

4. Ввернуть в верхние торцы подвижных электродов контрольные стержни, а на вибрографе закрепить полоску чистой бумаги (лучше миллиметровой).

5. Сделать отметки на контрольных стержнях и вибрографе отключённого состояния выключателя.

6. Подать питание на лампы контроля состояния контактов выключателя ВМП-10.

7. Вручную, при помощи специального рычага с роликом, перемещать сердечник 1 (рис.6) электромагнита включения. При касании контактов сделать отметки на соответствующем контрольном стержне

8. Добиться полного включенного положения выключателя и постановки привода на защелку. Сделать отметки включенного состояния.

9. Извлечь специальный рычаг ручного включения и отключить масляный выключатель.

10. Извлечь контрольные стержни и снять контролируемые параметры согласно табл.2.

11. При отклонении экспериментальных данных от паспортных (табл.1) на величину больше допустимой провести регулировку выключателя с помощью изменения длины изоляционных тяг.

12. Удалить отметки на контрольных стержнях и поставить маслоотделители и верхние крышки.

Основные элементы контактных аппаратов

В общем случае контактный электрический аппарат состоит из следующих основных частей: контактов, привода, дугогасящего устройства и панели. Некоторые аппараты могут иметь не все перечисленные элементы (например, реле, как правило, не имеют дугогасящих устройств, а предохранители и резисторы — приводов и т. д.).

Контакты. Электрическим контактом называется место перехода тока из одной детали в другую, а сами детали — контактами. Контакты являются основными элементами коммутирующих аппаратов. Электрическое сопротивление в месте перехода (переходное контактное сопротивление) определяет допустимый ток контактов. Допустимый ток зависит от материала и качества обработки контактных поверхностей, наличия окисных пленок на поверхностях контактов и силы, сжимающей контакты, которая называется силой нажатия. При токе, большем допустимого, контакты нагреваются, контактное сопротивление и потери резко возрастают. В результате может произойти подплавление или сваривание контактов и выход аппарата из строя.

Если контакты подвержены ударам при замыкании или действию электрической дуги при размыкании, то переходное сопротивление в первую очередь зависит от силы нажатия. Площадь таких контактов не играет большой роли, так как на их поверхности всегда имеются неровности и фактическая площадь касания определяется силой нажатия. Для уменьшения контактного сопротивления широко применяют так называемое притирание контактов. Различные стадии процесса замыкания контактов представлены на рис. 9.1. При повороте рычага 4 вокруг оси А соприкосновение подвижного 2 и неподвижного 1 контактов происходит в точке а. При дальнейшем перемещении рычага 4 пружина 3 сжимается, подвижный контакт 2 поворачивается вокруг оси О, а линия контакта перемещается к точке б (включенное положение). Форму подвижного 2 и неподвижного ) контактов выбирают такой, чтобы расстояние а’б было больше расстояния а»б (а’ и а» — точки на подвижном и неподвижном контактах, соответствующие точке а). Благодаря этому в процессе включения аппарата происходит проскальзывание подвижного контакта по неподвижному — притирание. При этом с поверхности контактов снимается пленка окисла, несколько сглаживаются неровности и увеличивается поверхность непосредственного контакта. Все это уменьшает переходное сопротивление контактов.

Надежность и качество контактного соединения во многом зависят от удельного сопротивления материала контакта и его окисла, стойкости к окислению и образованию дуги, температуры плавления, упругости и стойкости к истиранию. В качестве материала контактов чаще применяется медь, имеющая небольшое сопротивление, достаточную механическую прочность и износостойкость. Для повышения износостойкости применяют медь с присадкой кадмия. Недостаток медных контактов — сильное образование окислов. Поэтому такие контакты необходимо периодически зачищать. Серебро и, главное, его окислы обладают значительно меньшим сопротивлением, чем медь. Однако серебро уступает меди Рис. 9. 1. Последовательность замыкания контактов по дуго- и износостойкости и стоимости. Поэтому серебряные контакты практически непригодны в аппаратах, где при размыкании цепи возможно возникновение дуги. Серебряные контакты в виде тонких пластинок, напаиваемые на медные держатели, применяют для контактов в цепях управления и т. д. Широкое применение находят металлокерами-ческие контакты (серебряно-кадмиевые, серебряно-вольфрамовые и др.), имеющие высокую дуго- и износостойкость.

Читать еще:  Класс защиты автоматического выключателя

У контакторов различают главные (силовые) контакты, коммутирующие главные (силовые) цепи, и вспомогательные (блокировочные), коммутирующие вспомогательные цепи, которые должны замыкаться (или размыкаться) одновременно с главными цепями. В коммутационных аппаратах чаще всего встречаются линейные (рис. 9.2, а) или точечные (рис. 9.2, б) контакты. Первые, как правило, применяют для главных, а вторые — для блокировочных контактов.

Размеры и допустимые нагрузки контактов выбирают на основе расчета их нагрева и износа. Однако эти расчеты весьма сложны и приближенны. Поэтому предварительно размеры контактов выбирают по опытным данным, а окончательно устанавливают на основании испытаний опытных образцов. Основные параметры, определяющие размеры контактов: 1 — удельная сила нажатия, Н/м2; 1 — плотность тока, А/м2, или отношения 11Т и I/Ь. Здесь 1 — длительный ток, проходящий через контакты, А; Р сила нажатия, Н; Ь — ширина контактов, м.

Рис. 9.2. Контакты: а — линейные; б — точечные Эксплуатационное состояние контактов характеризуется:

силой нажатия, определяемой с помощью динамометра по усилию, необходимому для отрыва подвижного контакта при номинальном усилии, создаваемом приводом;

раствором — минимальным расстоянием между контактами в выключенном положении аппарата;

притиранием — расстоянием, проходимым точкой (линией) контакта от момента соприкосновения до окончания движения подвижного контакта (1=а»б — а’б, см. рис. 9.1,6);

провалом — расстоянием, которое мог бы пройти подвижный контакт от момента соприкосновения, если убрать неподвижный контакт.

Нормальным положением любого аппарата принято считать выключенное. Соответственно с этим различают контакты замыкающие (разомкнутые в нормальном положении) и размыкающие.

Приводы. Работа большинства аппаратов связана с перемещением подвижных частей, осуществляемым специальными механизмами — приводами. Приводы могут быть непосредственные (ручные), электромагнитные, электропневматические и электродвигательные. Непосредственный привод имеют контроллеры машиниста, рубильники, выключатели и т. д. Конструкция этих приводов не требует пояснений.

Электромагнитный привод — это такой привод, в котором перемещение подвижных частей создается за счет притяжения якоря 4 (рис. 9.3) к сердечнику 3 электромагнита. Магнитный поток, создаваемый катушкой 2 при протекании по ней тока, замыкается через ярмо 1, сердечник 3, якорь 4 и воздушный зазор х. При отключении тока в катушке аппарат выключается пружиной 5. Сила притяжения электромагнитного привода зависит от воздушного зазора х и магнитодвижущей силы катушки. Преимуществами электромагнитного привода являются его простота Рис. 9.3. Схема аппарата с электромагнитным приводом и надежность, а недостатками — относительно небольшие ход и сила притяжения.

Пневматический привод применяют в тех случаях, когда необходимо создать большие силы при значительных перемещениях, т. е. когда электромагнитный привод становится тяжелым, громоздким и требует большого расхода цветных металлов. При перемещениях до 50 мм применяют диафрагменные приводы (рис. 9.4, а), а при больших перемещениях — поршневые (рис. 9.4,6). Включение аппарата осуществляется при впуске сжатого воздуха в рабочую камеру 1. Под действием давления воздуха поршень 5 (или диафрагма 3) перемещает шток 5, связанный с подвижным контактом аппарата. При выпуске воздуха из рабочей камеры пружина 7 возвращает пор-

Рис. 9.4. Схемы пневматических приводов: а — диафрагменного; б-поршневого; 1-рабочая камера; 2- крышка; 3-диафрагма; 4- корпус; 5- шток; 5- цилиндр; 7- пружина; 8- поршень; 9- манжета шень в исходное положение, выключая аппарат. Для некоторых аппаратов это недопустимо (реверсор, тормозной переключатель, аппараты без дугогашения и т. д.). В таких случаях применяют привод, показанный на рис. 9.5, а или б, который является двухпозиционным, т. е. имеет два фиксированных положения.

Впуск и выпуск воздуха из цилиндров осуществляются электропневматическими вентилями двух типов: включающими — при протекании тока по катушке вентиль впускает воздух в цилиндр (рис. 9.6) и выключающими — при протекании тока по катушке вентиль выпускает воздух из цилиндра. На корпус 8 электропневматического вентиля установлена катушка 4. Внутри катушки имеются направляющие гильзы 2 и 6. Плунжер 3 и клапаны 5 и 7 состав-

Рис. 9.5. Схемы двухпозиционных пневматических приводов: а ■■- рычажного; б — реечного Рис. 9.6. Включающий электропневматический вентиль ляют подвижную часть вентиля. При отсутствии тока в катушке пружина 9 поднимает подвижную часть. При этом нижний клапан 7 перекрывает доступ сжатого воздуха из канала А в цилиндр привода (канал Б), а верхний клапан 5 сообщает цилиндр с атмосферой через канал В. При протекании тока по катушке плунжер 3 втягивается в катушку и опускает подвижную часть. При этом перекрывается канал В, сообщающий цилиндр с атмосферой, и открывается канал для доступа сжатого воздуха в цилиндр. Кнопка 1 служит для ручного включения вентиля.

Рис. 9.7. Электромагнитное дугогасящее устройство привода

К недостаткам пневматических приводов относятся необходимость сжатого воздуха для их работы и трудности эксплуатации и ремонта, связанные с надежностью уплотняющих устройств как в цилиндрах, так и в клапанах.

Электродвигательный привод применяют при большом числе позиций, когда пневматические приводы становятся слишком сложными и не требуется очень четкая фиксация привода по позициям. На тепловозных аппаратах такие приводы не применяются.

Дугогасительные устройства. При размыкании контактов, по которым протекает ток, неизбежен момент, когда переходное сопротивление из-за уменьшения силы нажатия резко увеличивается, в результате происходит местный нагрев контактов. Если сила тока в цепи больше 0,1 А, а напряжение между разомкнутыми контактами более 10-20 В, то воздух между контактами ионизируется — возникает дуговой разряд. Температура дуги достигает 2000-3000 °С, и поэтому во избежание повреждения контактов дугу необходимо возможно быстрее погасить. С другой стороны, практически любая электрическая цепь имеет индуктивность и при разрыве тока в ней возникает э.д.с. самоиндукции, пропорциональная скорости изменения тока в цепи. Поэтому при слишком быстром гашении дуги могут возникнуть опасные перенапряжения в цепи.

Основное средство гашения дуги- это увеличение ее длины. При малых напряжениях и токах дуга гаснет, когда расстояние между контактами становится достаточно большим.

Если же разрывают цепи с большим током, то даже при небольших напряжениях для гашения дуги необходим такой раствор контактов, который конструктивно трудно осуществить. В этих случаях в тепловозных аппаратах применяют способ магнитного гашения дуги, основанный на взаимодействии тока в дуге и магнитного поля.

В цепь тока, разрываемого контактами, включают катушку 1 (рис. 9.7) с сердечником 2, к которому с двух сторон примыкают стальные полюсы (щеки) 3. Между полюсами возникает магнитное поле, направление которого выбирают так, чтобы дуга под действием поля перемещалась вправо. При этом дуга переходит с поверхности контактов на специальные рога 5 и 6. Ее длина (тонкие линии на рисунке) увеличивается до тех пор, пока дуга не погаснет. Дуга непрерывно перемещается по холодной поверхности рогов, что также способствует гашению дуги. Так как дуга возникает в точке а (см. рис. 9.1) размыкания контактов, то само место контакта (точка б) не подвергается действию дуги. Между полюсами и дугой располагаются стенки дугогаситель-ной камеры 4 (см. рис. 9.7) из дугостойкого материала (обычно асбоцемент), которые защищают полюсы от оплавления дугой и, отводя тепло от дуги, способствуют ее гашению. Дугогасительную камеру часто разделяют перегородками для более эффективного гашения дуги.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector