1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое концевой выключатель сигнализации

Что такое концевой выключатель сигнализации

В большинстве схем автоматизации и цепей управления применяются концевые выключатели — это аппарат для коммутации электрической цепи посредством воздействия исполнительного механизма на него. Иногда их называют путевыми выключателями. Их применяют в устройствах автоматического электропривода, системах охранной сигнализации и прочих устройства. Типовое применение мы рассмотрим в этой статье, начнем от простого к сложному.

Массовое применение концевых выключателей в автомобилях

Я решил начать статью с того, что встречалось большинству обывателей. Если с токарными станками, лифтами и грузоподъемными кранами работают немногие, то с автомобилями сталкивались все.

Первое что приходит в голову это концевой выключатель, сигнализирующий об открытой двери. В классических отечественных автомобилях он использовался для включения салонного освещения (потолочного плафона). В автомобилях семейства ВАЗ Самара или Жигули концевой выключатель расположен в дверной стойке и разрывал цепь плафона.

Один из контактов соединен с массой (минусовая клемма), ко второму подключен провод от светильника. Цепь выглядит так: плюс аккумулятора через предохранитель подключается к лампе, второй контакт лампы идет на концевик.

Когда дверь открыта контакты выключателя замкнуты, лампочка горит, торцевая часть закрытой двери прилегая к стойке нажимает на толкатель концевика контакты размыкаются, и свет гаснет.

В автомобилях УАЗ семейства Патриот концевик имеет другую конструкцию. Его выводы изолированы от массы и размыкают цепь плюса. В современных иномарках на концевик двери возложено больше задач, например запрет включения положения «Drive» АКПП. Он может располагаться не в дверной стойке, а в самой двери за дверной картой, совмещенно с приводом замка.

Еще одна цепь которая управляется таким же способом — цепь стоп-сигнала. И на автомобилях и на мотоциклах на концевик воздействует рычаг или педаль тормоза после чего зажигается вторая спираль лампы задних фонарей.

Кроме того они встречаются в схемах управления центральным замком (в корпусе соленоида-привода замка, который обычно установлен в водительской двери или обоих передних дверях), лампа освещения подкапотного пространства и багажного отделения.

Использование для управления автоматизированным электроприводом

Это самая широкая сфера применения путевых выключателей. Их вводят чтобы избежать заклинивания привода и поломки редукторов и подобных, это нужно для избежания аварийных ситуаций, рассмотрим примеры.

В принципе основных вариантов использования два. Первый: концевой выключатель нормально-замкнутыми контактами включении в цепь катушки контактора или магнитного пускателя. При срабатывании катушка обестачивается, пускатель размыкается отключая двигатель.

Второй: концевиков несколько, сначала срабатывает тот который дает сигнал на замедление двигателя, будь то переключение обмоток многоскоростного двигателя, введение балласта машин постоянного тока, или на цепь управления частотным приводом, а следом срабатывает выключатель, который дает сигнал на полное отключение двигателя.

В токарных станках они используются для остановки привода перемещения резца. В лифте с их помощью включается цепь подъема на нужный этаж, при его срабатывании лифт останавливается. А в крановых механизмах для остановки механизма подъема груза, перемещения кабины и балки.

На кран-балках, консольных и мостовых кранах если двигатель не остановить балка врежется в стену и/или съедет с рельс. Для этого с обоих сторон по направлению продольного перемещения (вперед и назад) установлены путевые выключатели, а на стенах или крайних точках рельс стоят ограничительные штанги (обычные металлическое уголки, трубы и подобное).

Читать еще:  Проводка с выключателем с двух мест

При приближении к концу рельсы рычаг или толкатель путевого выключателя сталкивается со штангой и цепь катушки контактора отвечающего за движение в этом направлении размыкается (подключена через нормально-замкнутую пару контактов) кран останавливается. При этом цепь пуска двигателя в обратном направлении замкнута и может быть включена с пульта управления.

При повторной попытке включения движения в ту же сторону — контактор не включится, так как цепь катушки разомкнута путевым выключателем.

Частая неисправность заключается не в проблеме с контактами, как могло показаться, а в механическом заклинивании рычага, когда он не возвращается в нормальное положение. В промышленных цехах много вредных факторов типа пыли, влажности и прочих. В случае сгорания контактов — движение в одну из сторон станет не возможным до устранения неисправности.

Такие же выключатели стоят и в схемах ограничения подъема груза. Вот это изображен на картинке.

В принципе аналогичная схема используется и в системах управления лифтов, токарных станков и прочего.

Устройство промышленных путевых выключателей

В зависимости от рода механизмов и условий в которых может работать путевой выключатель корпус может быть взрывозащищенным или иметь влагозащиту. При переключении контактов может возникать искрение или небольшие дуги. Ток коммутируемый концевым выключателем КУ-701 достигает 10 Ампер.

Контакты приводятся в движение штангой или рычагом, на конце которой часто расположено колесо. Оно нужно для корректного срабатывания и предохранения механизма от скола и поломки от удара об ограничитель. Штанга же, в свою очередь, возвращается в нормальное положение ленточной пружиной или пружиной другого вида.

Обычно в путевых выключателях есть две пары контактов:

  • Нормально-закрытые;
  • Нормально-открытые.

Это нужно для реализации разных схем и дополнительных функций и индикаций.

Блоки концевых контактов и их применение

Блок контактов — это устройство для управления автоматизированными задвижками. Такие задвижки устанавливаются на магистральных трубопроводах большого диаметра и удаленных узлов труб произвольного диаметра.

В своем корпусе содержит целый ряд микровыключателей, редуктор, кулачковый вал, устройства для настройки (метки и т.п.). Такой аппарат управляет задвижкой, по принципу похожему на лифт. В зависимости от степени открытия вентиля кулачковый вал нажимает на толкатели микровыключателей.

Набор мировыключателей нужен чтобы реализовать сигнализацию крайних положений и управляющие сигналы (по 2 пары на положение). Вал задвижки может вращаться много оборотов.

Это сделано чтобы снизить усилия прикладываемые машинистом в случае ручного перекрытия или открытия задвижки. Вал вращается хоть руками, хоть электродвигателем через понижающий редуктор.

В корпусе блока концевых выключателей тоже есть редуктор, он нужен для передачи вращения на кулачковый механизм, таким образом уравнивается количество оборотов задвижки и количество оборотов нужное для срабатывания конкретного микровыключателя.

При этом такие блоки не универсальны, нужно подбирать по передаточным числам редуктора под конкретную задвижку с ее числом оборотов. Основной процедурой по обслуживание является так называемая «выставка концевых выключателей».

Выставляются они путем подбора положения вала задвижки и кулачкового вала в одном из крайних положений. Особо важно при этом сделать так, чтобы задвижка выключалась не в крайнем положении, а с запасом, не доходя до него. Это нужно чтобы двигатель наверняка остановился и не порвал механическую часть.

Читать еще:  Автоматический выключатель schneider electric маркировка

Использование в устройствах сигнализации

Концевые выключатели могут быть использованы как сигнализатор открытой двери, как это делают в автомобиле. Такие датчики устанавливают на дверях помещений, окнах, шкафов и ящиков для охранных целей и для автоматического включения света, например. При этом в охранных комплексах активно используются герконы — аналог концевого выключателя который реагирует на магнитное.

В промышленных кранах концевые стоят на дверях кабины крановщика, люках подъема на верхнюю площадку, например при обслуживании панелей управления и силовых модулей. При открытом люке или двери цепь пуска силовых контакторов разомкнуться и случайный пуск невозможен. Ниже схема такой установки, в верхней части справа буквами КД и КЛ обозначены концевые двери и люка в виде нормально замкнутых контактов.

Заключение

Концевые выключатели используются повсеместно и электромонтеру крайне важно разбираться в их устройстве, назначении контактов и разновидностях. Не всегда есть возможность заменить вышедший из строя концевик аналогичным, приходится подбирать подобный, поэтому нужно понимать для чего предназначены его контакты.

Эти знания пригодятся всем людям занятым в сфере ремонта и обслуживания электрических и электронных устройств, как бы странно это не звучало, но они используются даже в ноутбуках как датчик закрытия крышки.

Ранее ЭлектроВести писали, что в России на Калининской АЭС было отключено от сети три энергоблока из четырех. Представитель концерна «Росэнергоатом» сказал, что остановка была вызвана отключением одного из трансформаторов тока.

Проблема с цепью концевиков 2107

Доброго всем дня!

Устанавливаю охранную систему на 2107.

Подключил провод «вход дверей (-)» к цепи концевиков дверей.

Возникла следующая проблема: сигнализация всегда считает, что дверь открыта.

1) проверил восприимчивость блока сигнализации: при прямом подключении «вход дверей (-)» к массе, брелок показывает открытую дверь, если провод в воздухе — закрытую. Здесь всё правильно, неисправность блока отметаем.

2) закрыл все двери, пытаюсь мультиметром прозвонить сопротивление между цепью концевиков и «массой» — не звонится, опять же, всё правильно.
3) открыл одну дверь, делаю то же самое — звонится, снова всё правильно.

Поковырялся ещё пол часа, выяснилось, что при закрытых дверях цепь концевиков звонится мультиметром в режиме диода. Ес-но первым делом решил вытащить светодиод из плафона в потолке салона — результат тот же.

Теперь ломаю голову, почему такое происходит.

Из того, что не проверил — плафон в багажнике (он вроде как тоже на цепь концевиков запитан по схеме), но владелец говорит, что там точно нет диода.

Я знаю, что можно конечно перелопатить всю цепь концевиков, но сами понимаете, работы там не на один час.

Может у вас есть какие-то предположения по решению этого вопроса?

До этого подобных проблем на ВАЗах не встречал, на ино — тем более.

Ответы 8

Являетесь ли вы профессиональным установщиком?

  • Ответить
  • |

  • Ответить
  • |

Вероятно, имеет место резистивная связь концевиков с массой из-за влажности или повреждения проводки.

Выполните подтяжку входа концевиков к +12В через резистор 2,1к-5,1к.

  • Ответить
  • |

Я считаю, что резистивная связь выявилась бы на каком-то диапазоне измерения сопротивлений. Связь именно имеет признаки диодной: при изменении полярности мультиметр не покажет пороговое напряжение. Т.е. всё в точности, как при проверке обычного диода. Из-за этого откинул варианты с повреждением проводки и неисправностью концевиков (да и для ВАЗовских концевиков более актуальна обратная проблема: когда при открытии двери нет надёжного контакта с «массой», и система наоборот не видит открытую дверь). Тем не менее, один концевой выключатель я всё-таки проверил, он был в полном порядке.

Читать еще:  Причины отключения автоматических выключателей

Прямо складывается впечатление, что кто-то воткнул диод между цепью концевика и кузовом. Но это кажется абсурдным, да и на авто не наблюдается серьёзных вмешательств в штатные электр. цепи, за исключением проводки к магнитоле.

  • Ответить
  • |

Проблема классики зеленые провода в районе стоек,там где прикрусчены ремни. Через это окисление легко может .

  • Ответить
  • |

Вчера клиента отпустил с так и не рабочими концевиками, так как ему срочно понадобился авто. Перед этим увидел, что плафон освещения в багажнике вообще отсутствует, следов проводки к нему так же нет. Ну и успел проверить только 2 концевых выключателя (на левой стороне). Один из них был подключен нормально, другой был не подключен (сама клемма на проводе была хорошенько заизолирована), но это теперь повод проверить и остальные.

Дальше буду заниматься проблемой при следующей встрече (недели через 2 наверное), о результатах обязательно сообщу.

  • Ответить
  • |

плафон освещения в багажнике вообще отсутствует, следов проводки к нему так же нет

Вы это про что ? или Вы нашли Штатный концевик багажника ?

Один из них был подключен нормально, другой был не подключен (сама клемма на проводе была хорошенько заизолирована),

видел такое на 2104 ( при чём с завода не стояли задние концевики ) и тут вопрос ( Являетесь ли вы профессиональным установщиком? — Да.) Вы что не проверяете подключения при установке ?

но всё-таки (хотя видел как был прикручен передний правый брызговичёк — самонарез прямо в жгут проводов )

Романыч48 2 дня назад
Проблема классики зеленые провода в районе стоек,там где прикрусчены ремни. Через это окисление легко может .

  • Ответить
  • |

Всем спасибо за советы, с этим авто разобрался. Изначально в этом авто устанавливалось 2 концевика на каждой передней двери: один для подсветки салона, второй для дверной лампы. Подключал в полости левой передней стойки, там болтался только один провод красно-синий, он (как позже выяснил) предназначен для питания дверных плафонов, но питания на нём не было из-за того, что был выбит общий предохранитель (часы, прикуриватель и эти плафоны), соответственно и звонился он на массу видимо через схему часов. Ну и при детальном изучении обнаружил, что левая сторона концевиков не соединена с правой (разъём под задним диваном) + под коврами в 2 местах лежали оголённые разъёмы — похоже результат «грамотного» нанесения мастики на пол. В итоге к концевику вод. двери провод прокинул, стороны соединил, лишнее заизолировал.

В довесок расскажу про ещё одну историю с классики: та же цепь концевиков всегда замкнута на массу. Как оказалось, провод в центральной стойке передавило закладной, предназначенной для регулировки замка передней двери пассажира.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector