25 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Монтажные провода для лампового усилителя

Монтажные провода для лампового усилителя

Конструкция, детали, монтаж

Промышленный усилитель проводного вещания УПВ-1,25 размещался в двухдверном металлическом шкафу высотой чуть более полутора метров, его ширина и глубина — соответственно 73 и 60 см; такую конструкцию было очень сложно транспортировать и даже передвигать. Поэтому для нового усилителя из этой стационарной конструкции использованы только выходной и фазоинвертирующий трансформаторы, панели для ламп ГУ-81М и сетевой трансформатор высоковольтного блока питания, остальные узлы заменены новыми.

Высоковольтный блок питания (на рис. 1 слева) соединяется через разъем кабелем с блоком усилителя и собран в отдельном металлическом корпусе. В нем размещены сетевой трансформатор, плата диодных выпрямителей, конденсаторы фильтров питания, два дросселя и реле подключения сети (рис. 6, вид сверху). При изготовлении высоковольтного блока питания нужно соблюдать особые меры предосторожности, так как выпрямленное напряжение 3500 В смертельно для человека. Трансформатор лучше использовать готовый, промышленного изготовления (его конструкция аналогична конструкции выходного трансформатора — см. далее), но можно изготовить и самостоятельно на мощность не менее 1500 Вт, его напряжения переменного тока на обмотке III — 2600 В при токе 0,8 А, а на обмотке II — 500 В при токе 0,5 А. Схема соединений обмоток сетевого трансформатора Т1, выполненного на стержневом магнитопроводе, показана (на рис. 7) (нумерация выводов условная). Для переделки в высоковольтный пригоден мощный (до 2 кВт) трансформатор на магнитопроводе ОМЛ.


Рис.6. Увеличить фото

Рис.7. Увеличить фото

Дроссель L1 имеет обмотку 2500 витков проводом ПЭЛШО 0.35 на магнитопроводе Ш25х40 с зазором 0,5 мм. Конденсаторы СЗ, С4 — МБГП-1; С5, С6 — К75-40.

В качестве дросселя L2 использована сетевая обмотка трансформатора ТС-250 (в магнитопроводе введен зазор 0,5 мм). Провод, по которому поступает напряжение 3500 В, высоковольтный, применяемый для кинескопа в телевизионной аппаратуре.

Подключение сетевого напряжения происходит через контакты электро­магнитного реле К1, на обмотку которого подается 24 В. Напряжение на обмотку К1 подается по кабелю питания через пусковое реле времени или произвольно тумблером, который размещен в блоке усилителя. Если кабель питания не будет подключен, реле не сработает, это повышает безопасность при ремонте и техническом обслуживании. В этой конструкции использовано заводское реле времени, обеспечивающее задержку включения 3 мин, с последовательно включенным тумблером, которым можно увеличить время задержки. Минусовые контакты следует соединить с корпусом в одном месте, корпус блока следует заземлить.

Блок усилителя собран в корпусе, который представляет собой металлический каркас из сваренных металлических уголков, разделенный по вертикали на две секции. В нижней части (рис. 8) установлен выходной трансформатор и смонтированы высоковольтные цепи коррекции и обратной связи, а также плата низковольтного блока питания. В верхней части корпуса (рис. 9) размещены лампы выходного каскада, сетевой трансформатор питания низковольтных цепей, предварительный и оконечный усилитель. Вся каркасная конструкция закрыта металлическими панелями. Для охлаждения выходных ламп в верхней части блока установлены два вентилятора, для вытяжки воздушного потока через отверстия в верхней панели.


Рис.8. Увеличить фото

Рис.9. Увеличить фото

Лампа 6Ж32П микрофонного усилителя для исключения микрофонного эффекта установлена на резиновой подвеске. Все пальчиковые лампы закрыты металлическими экранами.

Встроенный в усилитель блок питания выдает необходимые напряжения для питания анодных цепей и цепей смещения, а также напряжения накала ламп. Сетевой трансформатор ТЗ — перемотанный ТС-330 от лампового цветного телевизора, его обмотки намотаны из расчета 2,9 витка на 1 В. Макальные обмотки для ламп ГУ-81 М намотаны на правой и левой катушках отдельно, во избежание взаимного влияния, так как их катоды — прямого накала. Обмотки VII, VIII состоят из трех слоев, намотанных проводом ПЭВ 0,9 и соединенных параллельно. Ток накала ГУ-81М составляет 11,5 А, поэтому провод для макальных цепей мощных ламп должен быть сечением не менее 2,5 мм2. Следует очень внимательно отнестись к соответствию напряжения накала номинальному, поскольку его завышение на 1 В снижает срок службы лампы на треть, а занижение на 1 В увеличивает срок службы, но при этом уменьшается выходная мощность и увеличиваются нелинейные искажения.

Фазоинвертирующий трансформатор выполнен на магнитопроводе ШЛ 16×25 на каркасе с двумя секциями. Все обмотки намотаны проводом ПЭВ-1 диаметром 0,1 мм. Полуобмотки Iа, Iб содержат по 1500 витков, полуобмотки IIа, IIб, IIIа, IIIб — по 1700 витков. Порядок намотки обмоток и их соединения показаны (на рис. 10). Дроссели L1, L2, намотанные на броневых магнитопроводах ШЛ 16х16, содержат по 2900 витков провода ПЭВ-1 0,25; в магнитопровод введен зазор 0,35 мм, заданный немагнитной прокладкой.

Выходной трансформатор в заводском изготовлении рассчитан на сопротивление нагрузки 46 Ом, поэтому вторичную обмотку пришлось перемотать, намотав на каждой катушке секции I, IV по 82 витка в два провода ПЭВ-1 диаметром 0,8 мм, затем все эти обмотки соединены в параллель (рис. 11). Первичная обмотка осталась без изменения (секции II, III по 584 витка провода ПЭВ-2 диаметром 0,38 мм). Между средней точкой и концами двух первичных обмоток установлены два воздушных разрядника с зазором 4 мм для предотвращения пробоя изоляции между обмотками в случае возбуждения при неисправности или неправильной сборке.

При самостоятельном изготовлении выходной трансформатор можно вы­полнить со стержневым магнитопроводом из пластин толщиной 0,4 мм с набором сечением 84×77 мм. Обмотки намотаны на цилиндрических каркасах внешним диаметром 110, 130 и 150 мм из гетинакса с толщиной стенок 5 мм, при сборке катушки сопрягают коаксиально в два набора (см. рис. 11).


Рис.10. Увеличить фото

Рис.11. Увеличить фото

Резисторы и конденсаторы выходного каскада (С40—С45, R67—R72) размещены на отдельной плате непосредственно вблизи выходного трансформатора. Резисторы R71, R72 набраны из 20 последовательно соединенных резисторов номиналом 56 кОм и мощностью по 2 Вт.

Остальные детали собраны на металлическом шасси навесным монтажом.

В ламповой аппаратуре следует уделять большое внимание монтажу. Его нужно производить на металлическом шасси. Лампы «не любят» печатных плат. Нередко нюансы «лампового звука» зависят от правильности расположения деталей и их монтажа. Провода обратной связи должны быть экранированными. Детали нужно разместить так, чтобы соединения были по возможности короткими.

Особое внимание нужно уделить соединениям с корпусом (массой). Общий провод желательно соединить с корпусом в одном месте. Если после включения усилителя прослушивается фон переменного тока, нужно опытным путем добиваться минимума фона, перемыкая медной оплеткой разные соединения цепей общего провода с корпусом. Фон переменного тока может быть вызван и наводкой от цепей накала ламп. К нему особенно чувствительны лампы первой ступени предварительного усилителя, поэтому накал ламп предварительного усилителя обеспечивается постоянным током.

При монтаже и настройке усилителя следует соблюдать особую осторожность. Уделяйте особое внимание качеству изоляции проводов и материалов деталей, на которых монтируют высоковольтные цепи. Усилитель следует обязательно оборудовать автоблокировкой (ее цепи на схеме не показаны), отключающей от сети высоковольтный БП при вскрытии кожуха или крышки любого из блоков.

Чтобы снять остаточное напряжение на конденсаторах выпрямителей, выключение усилителя следует проводить последовательно выключением высоковольтного БП (тумблером на его передней панели), а после разрядки высоковольтных конденсаторов в течение нескольких минут через лампы выходного каскада, последующим отключением и других анодных напряжений тумблером 51 встроенного БП. Накал ламп выключают также с задержкой в 2—3 мин общим отключением аппаратуры от сети пакетным выключателем.

В конструкциях усилителя и высоковольтного блока питания установлены контрольные приборы и индикаторы для проверки режимов и исправности основных узлов устройства, однако здесь эта часть оборудования не рассматривается. Например, для контроля наличия всех напряжений более 100 В в усилителе использованы неоновые индикаторные лампы, для контроля тока мощных ламп установлены два миллиамперметра (с добавочными резисторами), измеряющие падение напряжения на катодных резисторах (R65, R66).

Читать еще:  Регулируемый выключатель настольной лампы

Следует обратить внимание, что изготовление, налаживание и обслуживание усилителя такой конструкции требуют соответствующей квалификации и выполнения правил техники безопасности при работе с напряжением более 1000 В. На блоках устройства обязательно должны быть нанесены соответствующие предостерегающие надписи.

Благодарим Ю.В. Захаренкова за предоставленный материал, который был опубликован в журнале «РАДИО» за 2007год №4

Монтажные провода для лампового усилителя

Сообщение от Юрий_Елизаров
медная МОНО жила в шолковой или хлопчатобумажной изоляции с соблюдением НАПРАВЛЕНИЯ (AML) делает всё фирму, независимо от стоимости. А если меди лет 70, так это ваще сказка. В приличной системе это слышно! независимо от образования и предубеждений слушателя!

Особенно если эта моножила стоит в цепи сетки лампы и имеет марку ПЭШОММ
даю расшифровку: «Провод Эмалированный в Шелковой Оплетке Манганиновый Мягкий».
Вот и весь жутоко стрАААашный секрет АМЛ .
А 70 не лет выдержки в баночке из под кофе ГЫ-ГЫ-ГЫ.
LOki

А мне из доступных нравится МС, сначала попробовал его в питании корректора, а потом и в БП 6С33С все переделал
Сечения у него бывают оч приличные.
МС в черной изоляции, как и писал Алексей – в цельно литой оболочке это точно фторопласт
Gorb

МС подходит лучше всего.
Там экструдированный (не навитый, а налитый ) фторопласт.
Шалин

С этим проводом засада может быть, не все его варианты идут с фторопластом. Проверять при покупке необходимо – хорошо если полиэтилен будет, а то ведь и ПВХ подсунут.
Игорь из Сибири

Еще хороший провод – МПО. Двойная изоляция – модифицированный полиэтилен и сверху чулок из стеклоткани. Часто попадается в военной аппаратуре.
Михаил Неклюдов

Возбуд 6Ж52П (поет)?
Попробуете найти какойнибудь старый ненужный измерительный прибор, в котором точные резисторы намотаны высокомным проводом (своеобразные такие «катушки», провод часто еще и в синем шелке) и сделайте этим проводом все сеточные цепи.
L0ki

Всё верно, полированные медные моножилы в экструдированном силиконе звучат очень хорошо.
Я их для монтажа усилителей в последнее время использую.
Шалин

Так в том то и дело – МГТФ нельзя считать проводом в фторопластоой изоляции. Потому как изоляция на него намотана тоненькими полосочками и «спечена» ( Много лет пытаюсь понять, как можно спечь фторопласт – мой слабый разум отказывает). Доступ воздуха и паров воды к жиле широко открыт.
А высоковольтный провод в силиконе – это как раз экструзия, хорошая плотная оболочка. Доступ воздуха к жиле полностью исключен (фраза не совсем точная, вода и кислород – сильно разные вещи, но это уже глубокие детали).

Поэтому я и предлагаю жилу сразу после полировки накрыть лаком. Хот силиконовым, хоть фтропластовым. Но ни в коем случае не поливинилхлоридным.
Odissey

А если взять старый ПЭВ, ПЭТВ 0, 5–0 ,7 мм в светлой изоляции, отжечь и одеть в тонкую фторопластовую трубку (только не термоусадку) – то имхо понравится результат и не только начинающим . а если его еще и пастой ГОИ отполировать после отжига и обезжирить
Lawyer

Как хороший начальный уровень – MГТФ 0.5, лучше даже большего диаметра. Диаметр 0.7 – практически сложившийся общепринятый оптимум.
victorvvo

А если взять совсем старый ПЭЛ – то его и отжигать не требуется – сам обсыпается отлично!И уже полированный. Кстати, ПЭВ и ПЭТВ – если не отжигать (или отжигать током, до слабого потемнения эмали, не более!) – то у него под лаком тоже полировочка имеется.
ХРЮН

А еще лучше взять провод из вторичной обмотки телефункеновского приемника 30-х годов,ничего отжигать и полировать не нужно будет-и так все запоет!
Golubitskiy Evgeniy

МС тоже кстати блестят как полированные .
Под микроскопом поверхность очень ровная .
Михаил К.

Монтажные провода для лампового усилителя

Высококачественная усилительная аппаратура стала широко применяться лишь с появлением грампластинок, изготовленных по особо точной технологии, бытовых магнитофонов и частотно модулированного (FM) УКВ радиовещания. Эти источники аудио сигналов имели динамический диапазон, полосу частот и нелинейные искажения на минимальном уровне, поэтому возникла необходимость в усилителях, максимально точно воспроизводящих исходный сигнал. Так появились УМЗЧ типа Hi-Fi (от английского High Fidelity — высокая верность воспроизведения), на десятилетия определившие направление развития звуковой техники и параметры качества звука, которую она воспроизводила. Современным уровнем развития данной технологии стали УМЗЧ типа High-End, что, по-видимому, означает вершину высокого качества звучания. Их отличает преимущественное использование ламп в качестве активных элементов, что может показаться откатом назад в развитии радиоэлектроники, однако, благоприятное для уха «ламповое» звучание уже само по себе создает качество звучания. А если добавить, что используются новейшие достижения в технологии изготовления монтажных схем, а также новые и дорогостоящие материалы, то можно констатировать, что конструкторы High-End’a избавили нас от большинства недостатков ламповых схем прошедших эпох.

Следовательно, схемотехника ламповых УМЗЧ сегодняшнего High-End’a повторяет разработки конца 60-х годов, которые сохраняют свою актуальность при использовании современных технологий монтажа. В данной книге собрано 40 схем лучших образцов УМЗЧ, разработанных в 60-х. 70-х годах. Авторами их, в основном, являются радиолюбители, хотя для сравнения мы представили некоторые типовые схемы аппаратуры промышленного изготовления. Приводятся также схемы, опубликованные в 90-е годы, но разработаны и изготовлены они в те давние времена, когда иметь свой УМЗЧ считалось делом чести для радиолюбителя, достигшего определенных высот в схемотехническом творчестве.

В книге использованы материалы журналов «Радио» (Р), «РадIоаматор» (РА), выпусков массовой радиобиблиотеки (МБР) и библиотеки журнала «Радио» (БЖР), а также других источников. Составитель сборника старался по-возможности сохранить авторский текст описания схем, дополняя его в необходимых случаях собственными комментариями.

От Hi-Fi к High-End

В КАЧЕСТВЕ ВСТУПЛЕНИЯ

Специалисты и обозреватели единодушны в том, что усилители Hi-Fi, растиражированные в массовой аппаратуре и доступные каждому желающему, перестали быть эталоном качества. Выражаясь совковым жаргоном, Hi-Fi соотносится с High-End’oM как «хрущобы» и нынешние «дома улучшенной планировки». Однако провести точную границу между этими двумя категориями аппаратуры вряд ли удастся. Ведь с одной стороны есть супер Hi-Fi , а с другой — доступный High-End, отличить которые по качеству готового продукта — звучания голоса и музыки — не могут даже «набившие ухо» дегустаторы от звука. Например, известна равная итоговая оценка, которую дают как явно High-End’oecKHM усилителям Octave V50 и Arion Acoustics Adonis, так и похожим на них по цене, но, судя по рекламе, явно Hi-Fi’HbiM усилителям комплекта Musical Fidelity и загадочному J.A. Michell Engineering Alecto.

Для наших мест, прочно забытых богом прогресса, можно провести аналогию с ситуацией в радиоэлектронике в советские времена. С одной стороны — мощная радиопромышленность с ее «среднесерым ширнепотребом», вечно не успевающая за колесницей прогресса, а с другой — радиолюбители-конструкторы с единичными экземплярами высококачественной аппаратуры. И, наоборот, с одной стороны -налаженная заводская технология, а с другой — сигаретный пепел на плате, возможно, стакан водки, а может быть немытые руки после закусывания салом. Совокупность этих условий не давала выигрыша ни одной из сторон.

В том все еще потустороннем для большинства из нас мире давно уже иные времена, поэтому можно с уверенностью считать High-End аппаратуру чем-то вроде самоделок, изготовленных в заводских условиях, или профессиональным подходом к радиолюбительскому конструированию (оно для нас всегда было эквивалентом творческого подхода!). А, скорее всего, это не столько оригинальные схемотехнические решения, сколько тщательная технологическая отделка несерийных или малосерийных экземпляров устройств ручной работы.

Правда, есть две существенные особенности, которые вытекают из соединения вышеназванных противоположностей. Первая из них — явное пренебрежение и повсеместное нарушение всякого рода «табу», которых в практической радиоэлектронике великое множество, ради достижения заданного качества звучания. Вторая связана с исключительно высокой стоимостью аппаратуры, что позволяет применять любые нетривиальные, а порой — просто экзотические подходы к схемным и технологическим решениям. В свете такого подхода наиболее разительно выделяются в классе High-End’a усилители мощности звуковой частоты (УМЗЧ), акустические системы и проигрывающие устройства, особенно для виниловых дисков, хотя не исключены интересные решения и для CD проигрывателей.

Читать еще:  Схема выключателя света две лампочки

Итак, по необычному внешнему виду High-End УМЗЧ узнается сразу, но это не наша тема. Главное то, что мы сразу видим лампы, выпирающие наружу из корпуса у подавляющего числа конструкций. Это может быть либо весь ламповый усилитель, либо оконечный каскад на лампах, но удаление транзисторов из аппаратуры High-End — это общая тенденция, хотя случаются исключения. Такая же общая задача — обеспечить линейность режима усиления, для чего используют режим работы первого рода или класс А (без отсечки анодного тока) или в крайнем случае АВ, хотя последний при максимальных мощностях напоминает о своей нелинейности появлением искажений типа «ступеньки».

Структурная схема УМЗЧ «до слез» проста, она известна каждому, кто хоть чуть-чуть знаком с этим делом. Несколько входов коммутируются обычным галетником, хотя в Hi-Fi уже имеются электронные коммутаторы, управляемые от общего процессора сдистанционным управлением. Сигнал сначала попадает в предварительный усилитель, а потом — в выходные каскады УМЗЧ. Нагрузкой усилителя являются акустические системы или колонки, подключаемые через согласующее устройство, которое корректирует АЧХ тракта усиления и может располагаться как в корпусе УМЗЧ, так и в колонках. Обычно сопротивление нагрузки лежит в пределах 1. 16 Ом, поэтому выходная мощность усилителя различается при подключении разных колонок. Идеальным для такого класса аппаратуры считается уменьшение мощности вдвое при снижении сопротивления нагрузки наполовину. Усилитель охвачен отрицательной обратной связью (ООС) с разной степенью глубины и охвата: либо весь УМЗЧ, либо часть каскадов, либо установлена многопетлевая ООС — все зависит с одной стороны от необходимой устойчивости схемы, которую придает ей ООС, и от ограничения величины неизбежно возрастающих динамических искажений при увеличении глубины ООС с другой стороны.

Итак, мы уже коснулись общих «табу», обычно не имеющих значения при конструировании High-End’a. Это и крайне низкий КПД порядка 10. 15% работающих в режиме класса А оконечных каскадов. Это и возврат к использованию ламп, что неизбежно вызывает применение выходных трансформаторов — грозы и бича конструкторов ушедшей эры ламповой техники. А если добавить силовой трансформатор и дроссели фильтров питания, то получится мощный набор источников низкочастотных магнитных полей. Однако технология — современная, и проблемы старые ушли сами собой: трансформатор делается с запасом по мощности, плотно пакетируется и облачается в кожух, он не греется и не гудит. А выходной трансформатор еще и настолько широкополосный, с равномерной АЧХ, что его влияние совсем не заметно.

Очередное «табу» на увеличение массы и габаритов забыто при использовании навесного монтажа. Пайка одних деталей на лепестках контактов керамических ламповых панелек, а других — на монтажные шины из массивного медного прута в принципе не экономит объем, но зато нет и влияния элементов схемы друг на друга как при тесном печатном монтаже. Здесь же использовано совсем уже немыслимое в старые времена, да и для нынешнего Hi-Fi тоже, соединение блоков, плат и узлов между собой многожильными проводами, по массивности напоминающими силовые. Соберите 5-7 лакированных проводов диаметром 0,1 мм в один жгут, а потом заплетите косичку из 7-11 таких жгутов, обтяните все это изолирующей трубкой и покройте сверху оплеткой из меди, навитой на алюминиевый экран. Так или примерно так изготавливают провода как для монтажных работ, так и для соединения аппаратуры кабелями внутри комплекта.

Для последних нужны хорошие клеммы и разъемы, не окисляющиеся, плотно прилегающие, прочные, словом, только один металл подходит для их изготовления и называют его — золото. Но это уже из области экзотики, которую можно купить за большие деньги.

А вот еще одно «табу», или суеверие, или заклинание, как хотите, так и назовите, а касается оно двухтактных каскадов. Их теоретические параметры великолепны, однако практика показала, что несимметрия цепей возбуждения и плеч усиления существенно искажает воспроизводимый звук, поэтому все чаще в наше время возвращаются к однотактной схеме выходного каскада, как в УМЗЧ Art Audio Diavolo, схема которого приведена на рис.1. Она и надежней, и устойчивей, и менее капризна в настройке, чем двухтактная. Но все-таки в High-End’e последняя не только не сдает позиции, но и при высоком уровне технологии позволяет реализовать все ее преимущества, в том числе меньшее выходное сопротивление, улучшенную фильтрацию высших гармоник в нагрузке (для режима класса АВ), меньшие требования к фильтрации переменных составляющих в цепи питания. Схема типичного во всех отношениях двухтактного выходного каскада УМЗЧ Jadis DA5 изображена на рис.2.

Здесь же показаны два вида 00С: местная на экранирующую сетку и глубокая на управляющую сетку первого каскада УМЗЧ. Уровень выходной мощности при разных сопротивлениях акустических систем подбирается подключением анодной цепи к разным выводам трансформатора. Для снижения фона сети питания в накальную цепь включается симметрирующий потенциометр.

Нужно отметить, что первые каскады выполнены так, чтобы обеспечить необходимый минимум шумов, а последующие — необходимое усиление с помощью дифференциального построения каскада, как это сделано в Jadis DA5 (рис.3). Как видим, еще одно табу нарушено -вместо разделительных конденсаторов, которые всегда стояли в ламповых каскадах, осуществлена гальваническая связь, что для конструктора -лишняя головная боль при расчетах режимов, а для слушателей этих чудес света — бальзам на душу, так как отсутствуют искажения из-за ограничивающих спектр сигнала разделителей.

А вот еще одно «неправильное» решение -отсутствуют предусилители и регуляторы тембра. Тому «виной» — равномерная АЧХ, ведь в таких устройствах коэффициент гармоник не превышает десятой доли процента, а неравномерность АЧХ — доли децибела. Этот принцип компоновки УМЗЧ можно назвать конструированием без излишеств, к нему же присоединяется и фирма Sony: в ее самых свежих разработках усилителей вместо стереоканалов усиления — двойное моно. Надо полагать, качество записи на CD носителях и ширина стереобазы позволяют обойтись без баланса каналов. Впрочем, как говорят знатоки, стереоэффект можно извлекать даже из монофонических устройств, если, конечно, их не менее двух.

Есть один существенный недостаток аппаратуры Hi-Fi, устранение которого в усилителях High-End следует отнести к достижениям прогресса. Знатоки рекомендуют для Hi-Fi размещение оконечных каскадов усиления в ящиках звуковых колонок. И это не в целях экономии места. Дело в том, что в усилителях мощности с сильной отрицательной обратной связью при увеличении емкостной нагрузки наблюдаются явления сдвига фазы, в результате чего вместо отрицательной возникает паразитная положительная обратная связь. В случае совместного размещения обоих усилителей нельзя было бы обойтись без подсоединяемого к выходу усилителя провода, идущего к громкоговорителю; этот провод при некоторых обстоятельствах как раз может оказаться такой емкостной нагрузкой. Таким образом, при совместном размещении громкоговорителей и усилителя мощности Hi-Fi уменьшаются габариты устройства с коммутацией, четырьмя источниками программ и предварительным усилителем, а с другой стороны в блоке громкоговорителей исключается нежелательный сдвиг фаз в усилителе мощности. Все это несущественно для High-End УМЗЧ, в которых технологически компенсируется емкость нагрузки.

И вообще, особую осторожность необходимо соблюдать при использовании экранированного провода. Совершенно неверно экранировать каждый провод, несущий звуковую частоту. В данном случае чрезмерная предусмотрительность приносит лишь вред, потому что экран и жила провода образуют емкостный шунт, который в высокоомных цепях неизбежно вызывает потери на высших звуковых частотах.

Читать еще:  Лампы с веревочным выключателем

Проектируя шасси, надо стремиться к тому, чтобы обойтись минимумом экранированного провода. Для достижения этой цели необходимо максимально укоротить все провода, несущее звуковую частоту. Если позаботиться о том, чтобы провода, идущие на входы предварительных каскадов, не были бы слишком близко расположены друг к другу, то экранировать в основном придется лишь цепь управляющей сетки первой лампы предварительного усилителя. В сомнительном случае лучше в 5-10 мм от «подозрительного» провода установить металлический экран, нежели применять экранированный провод, так как в этом случае паразитная емкость монтажа будет меньше.

Эти правила не касаются усилителей High-End, потому что в них внутренний монтаж и соединение усилителя с колонкой выполняются специальными многожильными проводами, о которых уже сказано выше. Кстати, есть сообщения от радиолюбителей о том, что они меняли в своих старых конструкциях соединительные провода на новые и получали совершенно неожиданное для них улучшение качества звучания. Это лишь подтверждает известную истину, что все новое — это хорошо забытое старое.

Радиолюбительский High-End. К.: «Радiоаматор», 1999, 112 с. с ил.

Ламповый усилитель мощности: АС2, ЕL12, AZ12

Усилитель мощности на лампах AC12, EL12, AZ12 для асимметричной системы

Ламповый усилитель мощности был построен по просьбе любителя музыки из Москвы, увлекающегося нестандартными техническими решениями и винтажной техникой.

Усилитель должен был работать в составе звуковой системы, в идеологии так называемой асимметрии. Владелец системы много чего попробовал, у него побывало немало винтажных, фирменных и авторских ламповых усилителей. В процессе длительной переписки и обсуждения музыкальный пристрастий заказчика, было принято решение – строить ламповый усилитель мощности по однотактной пентодной схеме. Были выбраны лампы: Выходная EL-12 Telefunken раннего выпуска с серебряной юбкой. Входная — AC2. Для питания был применен винтажный кенотрон AZ12. Набор ламп — классика ламповых усилителей 30-х и 40-х годов для кино.

Для построения лампового усилителя мощности была применена «эзотерическая» схемотехника: Однополупериодная схема выпрямления анодного напряжения и «подземное», фиксированное смещение выходной лампы. Применение в смещении балластного резистора, установленного между холодным выводом высоковольтной вторичной обмотки силового трансформатора и землей — древний прием, встречающийся в ламповой технике, выпущенной до второй мировой войны.

Шасси и монтаж

Ламповый усилитель мощности собран на шасси старого двухтактного аппарата Siemens, который использовался как трансляционный усилитель в Третьем Рейхе. С точки зрения аутентичности — компромиссы при создании этого аппарата были минимальными. Почти все детали, кроме входных клемм и электролитических конденсаторов, были произведены в Германии 30-х годов.

Монтаж лампового усилителя мощности выполнен навесным способом, а в качестве опорных стоек применены выводы самих элементов. Шасси довоенного трансляционного лампового усилителя оказалось для такой конструкции весьма подходящим. Часть земляной шины, проходящей вдоль всего шасси, и некоторые оригинальные пайки я оставил в неприкосновенности. Уверен, что в старых пайках и проводах находится частичка той самой музыкальности, которую в погоне за сверхвысоким разрешением растерял современный Hi-End. Земляную луженую шину с оригинальными пайками здесь, как и в других ламповых усилителях, собранных на оригинальных довоенных шасси, я старался не трогать, т.к. она задает характер звука всего аппарата.

В Г-образном регуляторе громкости установлен переменный резистор фирмы Розенталь (немецкий проволочный). Входное сопротивление лампового усилителя мощности получилось довольно низким, что о для звука, в данном случае — оказалось лучше. Выходные клеммы – винтовые зажимы 20-х годов прошлого века родом из Англии. Выводы вторичной обмотки трансформатора подпаяны к выходным клеммам без промежуточных проводов.

У резисторов, установленных в самых ответственных местах, удалены ножки. Вместо ножек подпаяны (к проволочным – прикручены) провода, сделанные из моно-жилы Klangfilm. Резисторы, установленные в катоды ламп входного каскада – самодельные из провода высокого сопротивления «константан» начала двадцатого века. Ламповый усилитель мощности потребовал серьезно отнестись к каждому элементу, поэтому катодные резисторы намотаны бифилярно на самодельных деревянных каркасах.

Трансформаторы

Данный ламповый усилитель мощности имеет два самодельных выходных трансформатора на немецком железе 30-х годов. Железо добывалось из разных аппаратов, имеет один типоразмер и собрано в пакет «бутерброд». Обмоточный провод тех же годов получен из катушек подмагничивания старых динамиков.

Выходные трансформаторы собраны на железе с сечением 12 кв.см. При полной мощности на нагрузке 8 Ом они имеют полосу пропускания: 17 Гц – 35 кГц по уровню 0,7.

Силовой трансформатор – оригинальный Siemens 1939 года. Не гудит, хотя сильно греется, а звучит — просто прекрасно. Для сглаживания пульсаций анодного напряжения поставил оригинальный дроссель из лампового кино усилителя.

Межкаскадные конденсаторы

Все конденсаторы между каскадами лампового усилителя мощности, старинные бумаго-восковые Siemens 1935 года выпуска в стеклянных корпусах (чем-то похожи на стеклянные трубки с наполнителем). Конденсаторы оснащены новыми проволочными выводами из старинного провода. Проходные емкости были проварены в парафино-восковой смеси и залиты, как было в традициях 30-х годов – гудроном. Такие емкости попадаются мне не часто, они отличаются натуральной передачей тембров, свободной динамикой и очень выразительной, особенно на вокале – серединой.

В сравнении с такими «самопальными» конденсаторами — современные «Jensen capacitors» и прочие, супер дорогие аудиофильские емкости — катастрофически проигрывает по передаче «жизни», несмотря на их детальность и высокое разрешение.

Входной каскад и режимы работы ламп

Входная лампа AC-2 Valvo является одной из самых музыкальных, если ее сравнивать с другими триодами косвенного накала со средним/высоким коэффициентом усиления (МЮ — 30). По звуку она на голову выше, чем распространенная 6Н8С и все ее клоны. АС2 раньше устанавливалась во входные и драйверные каскады легендарных ламповых усилителей мощности Klangfilm.

Лампа AC-2 Valvo относительно редкая, сейчас ее можно купить на E-Bay. У коллекционеров попадаются хорошие и почти не работавшие экземпляры, т.к. до ВОВ эту лампу ставили в очень многие ламповые радиоприемники. Входной каскад лампового усилителя мощности построен по обычной схеме с резистивной нагрузкой.

Выходные каскады на лампах EL12 работают в пентодном режиме. Их экранные сетки получают питание напрямую от выпрямителя анодного напряжения без лишних компонентов.

На первичной обмотке выходного трансформатора включена «выравнивающая» RC цепь, обязательная в ламповом усилителе, построенном на пентодах. RC цепочка была составлена из благозвучных винтажных компонентов 30-х годов (красные резисторы и стеклянные конденсаторы Siemens). Она выравнивает отдачу громкоговорителя, так как у пентодного усилителя с ростом импеданса громкоговорителя растет уровень выходного сигнала, что приводит к подъему ВЧ и нарушению тонального баланса.

Смещение выходного каскада лампового усилителя мощности организовано с помощью «подземного» резистора, включенного между высоковольтным выводом вторичной обмотки силового трансформатора и землей. Это мой любимый способ организации смещения. Его раньше повсеместно применяли в кинотеатральных ламповых усилителях Telefunken.

Такой «подземный» способ обладает свойствами автоматического смещения, но при этом звучит как фиксированное — ясно и четко.

Выпрямитель анодного напряжения «эзотерический» однополупериодный, на кенотроне AZ12. Силовой трансформатор лампового усилителя мощности нагружен на полную мощность и прилично нагревается в процессе работы. Конструктивно он открыт, так как любой колпак ухудшает тепловой режим.

Звук

Аппарат имеет высочайшую разрешающую способность и яркий, терпкий звук с взрывной динамикой. Басовый регистр лампового усилителя мощности оказался на удивление собранным и мощным, и не проигрывает даже очень хорошему триодному усилителю (Я его сравнивал с однотактным аппаратом на AD1).

P.S. Собрать аппарат идентичный описанному довольно сложно. В первую очередь из-за того, что в этом ламповом усилителе мощности применено оригинальное немецкое шасси и силовой трансформатор, которые редко попадаются на аукционе E-Bay.

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты