Setzenergo.ru

Строительный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Кабель для выключателя массы

Чтобы машина не сгорела: как отключить массу, не мешая работать штатному электрооборудованию

Внезапное возгорание автомобиля – история, к счастью, не слишком частая, но при этом достаточно распространенная, чтобы вызывать у многих водителей серьезные фобии. Особенно у тех, кто хоть раз в жизни видел полыхающую машину или её черный «скелет» на обочине. Многие считают, что спастись от подобного поможет только выключатель массы. Они правы, но неудобства от выключателя часто превосходят его пользу. Впрочем, как минимум один правильный вариант установки выключателя есть.

П ричиной возгорания автомобиля в движении служит утечка топлива, воспламенение предметов, попавших на раскаленную систему выпуска, или замыкание электропроводки. В пожаре, охватившем стоящий без вмешательств извне автомобиль, в 99% случаев виновато электричество. Других причин просто нет: выпуск – холодный, а топливо, сочащееся или даже капающее, практически никогда не воспламеняется само по себе. Беспокойство по поводу такого возгорания снимается при помощи выключателя массы, обесточивающего бортсеть целиком и полностью. Спасет простой механический ручной «рубильник» за две-три сотни рублей, популярное в тусовке джиперов недешевое «мерседесовское реле» Грюнер-750 или любой иной вариант.

Вот только минусов у выключателя массы не меньше, чем плюсов (извините за каламбур).

На относительно современной машине штатная электроника не любит отключения питания, теряя настройки, адаптации и память. Вдобавок многим блокам требуются порой десятки минут на корректное «засыпание», а приплясывать возле открытого капота, выжидая, пока все электронные процессы корректно завершатся, чтобы затем вырубить массу — безумие. Тем более, что визуально это завершение и не определить.

Полно и иных неудобств. С отключенным аккумулятором не поставишь машину на сигнализацию, не откроешь потом с брелока двери, без питания становятся бесполезны системы комфорта типа открывания багажника ногой, доводчиков стекол и многого другого. Однако есть способ, который поможет и защититься от пожара, и не обесточить электронику.

Звучит подобное странно и взаимоисключающе… Но один из наших читателей, Александр Цаплин, поделился с сообществом «Колес» собственной оригинальной и очень простой разработкой. Подходит этот способ владельцам неновых машин, которые разбираются в элементарной электрике и знают, с какого конца браться за паяльник.

Итак, первое, что мы делаем — устанавливаем-таки выключатель массы. Самым обычным образом, как это делают всегда – отключая от кузова провод, идущий с минусовой клеммы аккумулятора, и подключая его обратно уже через мощный «рубильник». Выключатель массы используем любого типа, какой нравится – ручной размыкатель с рукояткой или ключом, электрически управляемый контактор от грузовика, специализированное реле или что-то другое.

Теперь нам нужно приобрести несколько метров провода сечением около 2,5 мм2, соответствующее количество тоненькой защитной гофры для проводов, два обычных пятиконтактных автомобильных реле и автомобильные клеммы. Из всего этого мы соберем, согласно нижеприведенной схеме, простейшую дополнительную проводку, идущую от аккумулятора к штатным лампам дальнего света в фарах.

Находим плюсовые провода, по которым +12 приходит к лампам фар при включении дальнего света – к правой и к левой. Эти два провода разрезаем рядом с фарами и в разрыв каждого пайкой, обжимкой или в крайнем случае качественной скруткой подключаем контакты и обмотки реле К1 и К2. Также эта дополнительная цепь подключается к минусовой клемме аккумуляторной батареи согласно схеме.

Защита от короткого замыкания в электропроводке автомобиля готова. Рассмотрим работу этой схемы в разных режимах.

Когда выключатель массы замкнут, батарея подключена к кузову и двигателю штатно. Тут никаких нюансов нет – все работает как обычно.

Когда при замкнутом выключателе массы (запущен двигатель или нет – неважно) мы нажимаем на подрулевой переключатель, включающий дальний свет, срабатывают наши дополнительные реле, и дальний свет загорается – тут, опять же, для водителя нет никаких изменений и нюансов в сравнении со штатным вариантом.

Теперь мы покидаем автомобиль, оставляя его на парковке или в гараже, и хотим защитить его от возможных возгораний. Открываем капот, отключаем массу поворотом ручки, но минус на кузове… не исчезает!

Снова смотрим на схему. Теперь минус батареи оказывается поданным на кузов нашей отдельной проводкой через нормально замкнутые контакты двух реле и через запараллеленные нити ламп дальнего света. Сопротивление одной холодной нити накала среднестатистической лампы головного света – около 2,5 Ом. Две параллельно, как в этой схеме – около 1,2 Ома. Это ничтожное сопротивление в минусовой цепи, и почти вся штатная и нештатная электроника и электрика, включенная постоянно (в обход ключа зажигания) его просто не замечает. Для нее отключения от питания по минусовому проводу после размыкания выключателя массы просто не происходит.

Масса отрублена, но нужные нам потребители продолжают получать напряжение питания и функционировать – это разные блоки штатной электроники, которые долго «засыпают», родная и дополнительная охранные системы, турботаймер, «вежливый свет» и другие системы.

Теперь смоделируем короткое замыкание — то, для чего, в общем-то, все и затевалось.

Допустим, плюс 12 вольт от какого-то потребителя, подключенного к питанию не через замок зажигания, случайно касается «массы» — кузова, двигателя или какого-то оголенного минусового провода. И попадает на подключенные к «массе» выводы ламп дальнего света. Теперь на них – плюс! А минус на вторые выводы ламп у нас подан искусственно, дополнительной защитной проводкой, через нормально замкнутые контакты реле. В итоге вместо короткого замыкания мы получаем включение ламп дальнего света. Если ЧП не обнаружено, за несколько часов свечения фар аккумулятор будет разряжен. Это – неизбежная плата за то, что машина не сгорела… Но, согласитесь, — ничтожная!

Ну и, дабы раскрыть тему до конца, попробуем завести двигатель, забыв предварительно включить «массу». Ток на стартер, как и на любой потребитель в защищенном режиме, будет подан через лампы дальнего света. Они вспыхнут, но стартер не двинется с места. При этом никаких перегрузок не происходит – попытка запуска безопасна. Просто стартер не сработает, и вам придется открыть капот и щелкнуть выключателем «массы».

Еще одна небольшая проверка из той же серии. Не подключив «массу» и не заведя мотор, поворачиваем ключ зажигания и пытаемся подать питание на какой-нибудь мощный потребитель – включить вентилятор «печки» или опустить стекло в двери. Вентилятор заработает, но с пониженной мощностью, что будет слышно по звуку и производительности: последовательно с ним включаются лампы дальнего света, как мощные резисторы. Стекло начнет опускаться, но тоже замедленно. По этим признакам водитель понимает, что он забыл включить массу. Но всё это, опять же, безопасно и не может вывести электрооборудование из строя.

Важные нюансы

Напоследок – важные мелочи. Их две.

Во-первых, следует знать, что эта система не позволяет подать питание на стартер и завести мотор, пока выключатель массы не будет замкнут. Поэтому если вам требуется реализовать дистанционный запуск с брелока сигнализации или телефона, ручной «рубильник» не подойдет. Тут придется применить в качестве выключателя массы электрически управляемый размыкатель: электромагнитный контактор от грузовых машин или то самое реле Грюнер. Сигнализацию в этом случае нужно сконфигурировать так, чтобы реле, размыкающее массу, активировалось отдельным каналом «сигналки» и срабатывало первым в цикле действий при автозапуске.

И во-вторых. Эта система защиты функционирует только при использовании в качестве ламп головного света обычных галогенных ламп накаливания. Если у вас в головном свете установлены светодиодные лампы, «безопасная масса» работать не будет.

Кабель для выключателя массы

говарят чтоб акб неразряжался.нужно отключать массу, да и от угона вроди тоже спасёт)

1. выключатель массы Sparco;
2. провода сечением 35 мм2 (около 2 м);
3. обжимные разъемы под провода;
4. уплотнительная резинка с «зубильного» зеркала;
5. пистолет с термоклеем;
6. свинцовая обжимная клемма аккумулятора.
Нажмите для просмотра прикрепленного файла

Демонтировал стандартную проводку массы. В районе посадочного места аккумулятора высверлил дыру — она попала точно в бардачок:
Нажмите для просмотра прикрепленного файла
В качестве уплотнительной резинки использовал резинку от зубильного зеркала. Предварительно обработал края дырки антикором, пропустил через нее провода прямой и обратный и тщательно залил дыру термоклеем. Наличие проводов в бардачке на объеме не сказалось, весьма аккуратно уместились внутри без всяких стяжек и креплений.

Читать еще:  Гост ескд обозначения автоматический выключатель

Выключатель массы врезал на пластиковую панель в районе пепельницы, дабы выключатель был доступен как водителю, так и штурману, мало ли что:

Нажмите для просмотра прикрепленного файла
Стандартный провод массы имеет сечение (на взгляд) 16 мм2. БОльшая (около 2 м) длина проводов скомпенсирована бОльшим же сечением.

Свинцовые клеммы были куплены на рынке по цене 30 р. пара. Отверстие как раз подошло, чтобы зажать в нем конец провода 35 мм2 (зажимался провод просто в тисках).

вроде норм инструкция. но неочень понятно..
вопрос: клему от АКБ минус. надо вести в салон так?она у меня щас над фарой прикручена

+1
у меня ВМ с одним болтом,выход на корпусе.этот корпус закреплен между бардачком и полкой за железку.его и не видать со стороны.

при отключении массы глючит сига,она у меня напрямую-ведь массы на концевиках нету..считает что двери открыты.
нужен на случай коротца в пути-щелк и тишина

Вопрос: зачем на платной охраняемой стоянке ставить на сигнализацию. Смысла в этом не вижу ни какого, видел не один раз, как заглючивает сигнализацию и она на стоянке сутки потом орёт или больше. Если сигнализация подключена к аккумулятору не отдельным проводом, а сидит на кузове в месте её установки, то отключение ВМ приведёт к выключению питания сигнализации, что в значительной мере облегчит угон или кражу личных вещей из салона и багажника, поэтому нужно позаботиться о том, чтобы массу было сложно отключить злоумышленнику. Если сигнализация подключена отдельным проводом к штатному АКБ, то обезвредить её ещё проще откусив кусачками от АКБ «лишний» провод, который явно бросается в глаза, при этом уйдут и все блокировки двигателя. Как ни крути ВМ снижает охранные свойства сигнализации, тут нужны хитрые и нестандартные решения.
Лично мне ВМ нужен именно чтоб исключить неприятности, связанные с возможностью полного разряда АКБ (новый стоит, запасного нету) со всеми вытекающими последствиями типа опозданием на работу и т.п. ибо путей для внезапного полного разряда АКБ на любой машине предостаточно. А для исключения возгорания авто ВМ ставить не обязательно, достаточно поставить пару предохранителей возле самой АКБ, а именно : 25. 30А — от АКБ до всего электроооборудования и 60..80А — на стартерный провод, какие и от чего брать предохранители — это дело вашего вкуса и личных предпочтений.
Второй АКБ — это гуд, я тоже себе хотел поставить. Но ИМХО два АКБ — это двойной гемор, начиная от того, что его необходимо как-то спрятать в машине (я хотел использовать гелевый аккумулятор на 12В от компьютерного ИБП), также нужно периодически проверять его состояние ивовремя заменять на новый, иначе сядет в ноль в самый неподходящий момент, да и ёмкости у него малова-то, чтоб поворотники и активаторы дверей тянуть. Зарядку ему нужно городить.
Вот ещё как вариант статья из «Радиолюбителя» №7 за 2007 год «Безопасная масса»

По дист выключателю массы есть следующие соображения:
1. Ставить горизонтально желательно, чтобы якорь катушки меньше трясло в направлении перемещения

2. Поставить параллельно контактам силовым мощный диод(минусом на корпус плюсом на минус кумулятора) — на случай произвольного или ошибочного отключения массы при работающем двигателе

3. включатьвыключать кнопкой, которая будет коммутировать реле, а оно уже- катушку выкл-ля массы. На контакты реле(или контакты выкл. массы) надо повесить RC цепочку для искрогашения

4. У кого сигнализация и ЭБУ можно параллельно контактам дист.выкл.массы ставить предохранитель амперов на 15-20(цифра нуждается в корректировке)

Нолик не забыл приписать? 600А?

Номинальное напряжение, В — 12
Номинальная мощность, кВт — 1,3
Потребляемый ток при максимальной мощности, не более, А — 290 (260**)
Потребляемый ток в заторможенном состоянии, не более, А — 550 (500**)
Потребляемый ток в режиме холостого хода, не более, А — 60 (35**)

* С торцевым коллектором.
** Для стартера СТ – 221.»

Нолик не забыл приписать? 600А?

Номинальное напряжение, В — 12
Номинальная мощность, кВт — 1,3
Потребляемый ток при максимальной мощности, не более, А — 290 (260**)
Потребляемый ток в заторможенном состоянии, не более, А — 550 (500**)
Потребляемый ток в режиме холостого хода, не более, А — 60 (35**)

* С торцевым коллектором.
** Для стартера СТ – 221.»

предохранитель на 60 А вылетит при первой же попытке пуска двигателя. если бы стартёр хавал 60 А под нагрузкой, то тогда не было бы нужды ставить кабель такого сечения от плюса аккума на стартёр и минусовой до блока

По дист выключателю массы есть следующие соображения:
1. Ставить горизонтально желательно, чтобы якорь катушки меньше трясло в направлении перемещения

2. Поставить параллельно контактам силовым мощный диод(минусом на корпус плюсом на минус кумулятора) — на случай произвольного или ошибочного отключения массы при работающем двигателе

3. включатьвыключать кнопкой, которая будет коммутировать реле, а оно уже- катушку выкл-ля массы. На контакты реле(или контакты выкл. массы) надо повесить RC цепочку для искрогашения

4. У кого сигнализация и ЭБУ можно параллельно контактам дист.выкл.массы ставить предохранитель амперов на 15-20(цифра нуждается в корректировке)

1.Не вижу смысла ставить ВМ только горизонтально, у меня уже 3 года стоит вертикально. Горизонтально если ставить то нужно сильно много места для установки. Почему его нельзя трясти вертикально? А почему можно трясти горизонтально. И где такое написано? Логика установки ВМ вертикально клеммами вверх проста : если вдруг внутри корпуса ВМ произойдёт раскручивание/разрушение металлических элементов конструкции ВМ, то «отвалившиеся» детали под тяжестью своего веса и силы гравитации упадут вниз, т.е. не замкнут контакты ВМ и не включат случайно «массу» когда это совсем не нужно. Как моё ИМХО ЭТО важнее того «чтоб не трясло в направлении перемещения якоря».
2. Диод не нужен, ибо сам он не выключается (проверено 3-х летней эксплуатацией при вертикальной установке), а чтоб его выключить при работающем двигле надо много пива выпить (я столько не выпью) )))) а если много пива выпил то лучше двигло вообще не заводить и держаться от машины подальше )))) А диод пробить может (вдруг) да и эффективность его в данном случае сомнительна ))))) А ещё нужно иметь возможность выключать аккумулятор и при работающем двигателе при аварийных ситуациях ИМХО.
3. +1 только для искрогашения диод лучше поставить параллельно обмотке в обратной полярности (что у меня лично и сделано).
4. Тогда теряется 50% всей прелести ВМ, ибо от утечек тока это не убережёт (у меня ВМ именно во избежание разряда АКБ от тока случайных утечек при длительной стоянке), а так вырубил ВМ — и всё ОК, уверенность 100% что аккум не сядет .

Насчёт предохранителя в цепи питания стартера. если хотите ставить на 600А то лучше не ставить вообще ибо толку от него не будет ни какого. А на 60 А по моим понятиям сгорать не должен ибо стартер берёт 500 А очень короткое время, сгореть предохранитель не успеет. Сам не пробовал, поэтому 100% уверенности не имею, но думаю именно так )))))

Как сделать массу на ваз 2107

Доп. оборудование: Кинул дополнительную «массу» на двигатель

В связи с последними событиями, решил на всякий случай пустить дополнительный провод «массы» с клеммы АКБ на двигатель. Старый трогать не стал — крепится он в труднодоступном месте, весь в грязи и масле, лезть прочищать неохота было.

В магазине инструментов был приобретен сварочный кабель сечением 16 кв.мм длиной 1 м. Думаю, такое сечение достаточно.

Читать еще:  Защита розетки автоматическим выключателем

Решил подцепить к шпильке впускного коллектора — место чистое и на виду. Второй конец к дополнительному отверстию в клемме АКБ.

Также докупил пару клемм под болты крепления к коллектору и батарее.

Отрезал с небольшим запасом кабель, зачистил концы, обжал их в клеммах и пропаял паяльником. Затем обжал термоусадкой для дополнительной защиты от коррозии, да и красивей смотрится).

Все, осталось только прикрутить концы к шпильке и клемме и хорошенько затянуть, не забыл также подложить корончатую шайбу для надежной фиксации.

Дополнительно планирую установить такой же кабель «массы» к кузову автомобиля.

  • Еще про эту машину:
  • Бортовой журнал
  • Поломки
  • Попал в яму на трассе, думал проскочил, но через … 218000 км
  • Начало истории: … 218000 км

Всё правильно, массы много не бывает)).

Плюсую, лишней точно не будет, а откинуть секундное дело.

Прежде всего мне хотелось бы отдать должное автору за популяризацию на этом ресурсе воистину народного (жаль, что в прошлом) автомобиля ВАЗ 2107. Меня прямо захватывает ностальгия, когда читаю его (автора) новые заметки, ведь на подобных семерках я отъездил в свое время более 12 лет и проехал на них более полумиллиона км. Очень благодарен Вазовской классике за их неприхотливость, выносливость, низкой стоимости содержания и ( как не странно бы для некоторых звучало) их надежности. Ну это так, к слову. А что касается текущего отзыва. то я как всегда позволю себе немного критики в адрес автора. (очень надеюсь, что он не обидится и воспримет это правильно). В первую очередь, мне хотелось бы отметить, что он неудачно выбрал кольцевые наконечники для кабеля, особенно это касается 6 мм. Максимальный ток, который эти хлипкие латунные наконечники могут держать в несколько раз меньше тока, на который рассчитан 16 мм. кабель. Надо было приобретать трубчатые медные луженые наконечники, рассчитанные на куда больший ток. Все-таки не стоит забывать, что стартер потребляет значительный ток, особенно в морозы. Хорошо, что автор не убрал родной кабель массы на двигатель, который будет подстраховывать. В противном случае, у него очень скоро появились бы проблемы с пуском двигателя. Далее, его стремление в дальнейшем поставить такой же кабель и на кузов даже не смотря на известную крылатую фразу . что кашу маслом не испортишь, никак нельзя признать целесообразным, для этого достаточно провода сечением не более 6 мм2. В общем, надо признать его действия не очень рациональными ( поскольку автор при наличии цифрового тестера даже не проверил падение напряжения под нагрузкой на родном проводе «массы») , а решил сразу действовать радикально, вместо того, чтобы просто проверить и при необходимости зачистить и подтянуть имеющиеся соединения на старой «массе».

Спасибо, учтем критику

Благодарю за вежливый ответ и хочу отметить, что к сожалению,ты один из немногих на этом ресурсе, кто адекватно воспринимает мои слова.

Только много буков)

в мороз будет лучше заводится, у меня лет 5 доп. масса прямо на стартер прикручена

А вот теперь можешь начинать думать надо оно тебе или нет.

Если же ты ставишь целью предотвращение случайных утечек с АКБ в электросхему авты, то конечно можно поставить выключатель массы (возьми массовый провод, который от кузова идет к двигателю, например, на 2104-05-07 он снизу слева около РЦС и идет к картеру сцепления) и поставь выключатель массы в его разрыв. Как и куда крепить — твое личное дело.

Однако в этом случае при возникновении КЗ в схеме авто, ты об этом узнаешь либо уже при пожаре (тьфу*3), либо по мощному искрению выключателя массы. А оно тебе надо?

Вполне допускаю ситуацию, когда обнаружить КЗ на машине без выключателя массы проще, чем с оным. Хотя вполне вероятно, что я на воду дую. Ты сараевода спроси от чего его «пыжик» сгорел, Андрей 18-го спроси, что его заставило поменять весь жгут проводов и поставить новый блок предохранителей на его 2105. Андрюхино ЧП вообще показывает, что выключатель массы не является гарантией от пожара в авто.

А применение выключателя массы в качестве противоугонного устройства. ну про то я тебе все уже написал

Для повышения безопасности своего автомобиля водители устанавливают выключатель массы для аккумуляторной батареи. Его можно приобрести в специализированном магазине, а можно изготовить своими руками. В статье дается общая информация об устройстве и руководство по его изготовлению.

Что такое выключатель массы АКБ?

Что же собой представляет выключатель массы аккумулятора (ВМА)? Это устройство позволяет выключать бортовое питание без снятия клемм с АКБ. При выборе прибора следует учитывать, для каких целей он будет использоваться. Если для того, чтобы обезопасить электрооборудование машины, то подойдет самая простая модель. Если для использования в противоугонной системе, то лучше выбирать более сложное устройство. Специалисты утверждают, что ВМА больше подходит для безопасности, чем противоугонное средство (автор видео — Роман Романов).

Руководство по изготовлению

Для самостоятельного изготовления существует простая схема ВМА без механических контактов, что обеспечивает его надежность. Дополнительным плюсом данной конструкции является возможность использования прибора в качестве противоугонного устройства. В конструкцию прибора входит два проводника: диод и тринистор.

В данном устройстве тринистор используется в качестве электронного реле, которое срабатывает, как только появляются импульсы на управляющем электроде. В потайном месте салона автомобиля устанавливается S1, при замыкании контактов которого возникает необходимый импульс. При поступлении на тринистор импульса он отпирается, сопротивление резко уменьшается и по сети течет ток высокого напряжения.

Благодаря тринистору ток проходит лишь в направлении от АКБ к сети.

Для возможности подзарядки АКБ от генератора параллельно с тринистором присоединяется диод. Крепятся детали на уголке из дюраля. На одной полке высверливаются отверстия и крепятся полупроводники, а на второй отверстия высверливаются под крепежный материал, с помощью которого прибор будет крепится к кузову машины. Для проводки используется многожильный монтажный провод.

Провод в салон от батареи

Установка прибора состоит из последовательности шагов:

  1. На вывод катода тринистора присоединяется накидная клемма батареи. Собранная конструкция помещается в металлический корпус.
  2. Управляющий провод нужно протянуть из моторного отсека в салон.
  3. Чтобы не делать лишних отверстий в кузове, можно использовать держатель тормозной трубки. Для этого удаляем дно и получаем отверстие, через которое протягиваем провод.
  4. Тумблер устанавливаем на рулевую колонку. Для этого нужно выкрутить винты чехла, просверлить отверстие в колонке соответствующего диаметра и вставить в него тумблер.
  5. Далее к одному из выводов присоединить провод, который идет на «массу», а к другому подключить управляющий провод.

Если прибор использовать в качестве противоугонного устройства, то желательно использовать диод более мощный. Так как на его охлаждение влияет скрытая установка в моторном отсеке. Необходимо замерить омметром внутреннее сопротивление диода, когда он находится в открытом состоянии. Напряжение не должно падать больше 0,5—0,6 В, иначе нарушится процесс зарядки аккумулятора.

Советы и предупреждения

При установке выключателя массы аккумуляторной батареи следует учесть следующие моменты:

  • если на автомобиле установлены какие-либо приборы или устройства, которые требуют настройки, например, бортовой компьютер или электронный тахометр с часами, настройки следует восстановить, а время на часах выставить заново;
  • если охранная система оснащена автономной сиреной, то она начнет сигналить при отключении массы;
  • если в сигнализации не предусмотрено автономное питание, при отключении массы она становится неработоспособной;
  • на автомобилях с инжектором необходимо помнить о том, что выключенный ВМА влечет за собой отключение питания контроллера. При этом стирается вся информация, которая на нем накопилась.

По вышеописанным причинам использовать размыкатель массы следует только в аварийных ситуациях.

Со временем на контактах из-за коррозии переходное сопротивление существенно возрастает. Для стартерного тока это имеет большое значение. Поэтому рекомендуется контакты проводов смазать литолом или специальным вазелином. В профилактических целях контакты следует периодически проверять и наносить новую смазку. Электронный выключатель массы может стать хорошим противоугонным средством для машины, так как отключатель можно поместить в скрытном месте и угонщикам сложно его будет обнаружить.

Читать еще:  Автоматический выключатель однополюсный ip00

Видео «Установка выключателя массы на автомобиль своими руками»

В этом видео демонстрируется, как самостоятельно установить ВМА на ВАЗ (автор ролика — Дедовский Метод).

Есть ли необходимость в выключателе массы?

«А что это?» — вопрос многих любителей отдыха на воде как будто прозвучал вслух. Большинство даже не задумывается о его установке, а совершенно зря. Прошли те времена, когда лодка не требовала почти никаких энергоресурсов. Но современный комфортабельный катер электричества потребляет немало. Это не объясняет необходимость установки выключателя массы – к этому моменту мы вернемся немного позже. А пока ответим на самый простой вопрос – что из себя представляет это устройство?,/p>

Разновидности и выбор

Как многие уже догадались, выключатель массы предназначен для размыкания электроцепи. Особняком стоят переключатели аккумуляторных батарей – помимо отключения, они позволяют подключать к электросети аккумуляторы поочередно или вместе. Выключение напряжение может производиться тумблером, ключом или дистанционно («продвинутые» версии с пультом управления). Настоящий «морской» выключатель изготовлен исключительно из материалов стойких к коррозии, а также снабжен, в отличие от «сухопутного», резиновым колпачком, чтобы предотвратить попадание влаги на тумблер или в отверстие для ключа. На ключах также присутствует защита – манжет, который не дает попасть в скважину воде, пока ключ находится в ней.

При выборе выключателя массы следует руководствоваться максимальным током, для которого он предназначен. Для этого нужно узнать потребности вашего судна, а затем купить устройство, чтобы этих характеристик хватило с запасом.

Так зачем он нужен?

Вопреки общепринятому мнению, основная функция выключателей массы заключается отнюдь не в экономии заряда батарей, а в безопасности. При возникновении короткого замыкания в сети можно резко выключить электроэнергию до возникновения пожара. Если выключатель не стоит, то довольно проблематично вовремя добраться до аккумулятора и снять клемму (особенно учитывая, что аккумуляторы на виду обычно не стоят). Вторая функция, о которой мы уже вскользь упомянули, — это экономия энергии аккумуляторов. Поставили лодку на стоянку, разомкнули цепь, и можете быть уверены, что не садите впустую батареи. Осталось добавить, что вариант с ключом осложнит задачу злоумышленникам, если они покусятся на ваше плавсредство.

Как подключать выключатель массы?

Из названия можно решить, что устройство устанавливается на заземляющий кабель. Производители того же мнения, но вот в сети вы встретите перепалки на сотни страниц между приверженцами «минусов» и «плюсов». Все приводят свои аргументы, но мы не советуем прислушиваться к мнению некоторых «авторитетов», если сами не обладаете достаточными знаниями в этой области. В таком случае лучше рассмотреть рекомендации производителя.

Стоит упомянуть главную ошибку при установке выключателя. Пытаясь сэкономить на кабеле, многие используют в качестве второго провода корпус лодки, т.е. кидают на него заземление. Электрический ток, постоянно проходящий по алюминиевой лодке, будет приводить к преждевременной коррозии и разрушению элементов корпуса. Особенно это касается клепанных судов.

Так стоит ли приобретать выключатель массы? Наше мнение – однозначно «да». Он не просто способен продлить срок жизни вашим аккумуляторам, но может спасти вашу лодку (а вероятно, и вас лично) в критической ситуации. Цена за такую страховку просто смешная.

ГЛОНАСС по ДОПОГ

Что входит в Комплект для оборудования транспортного средства дистанционным выключателем массы, согласно требований ДОПОГ.

– выключатель (соленоид) массы с дистанционным управлением — 1шт;
– защитная крышка (кожух) выключателя массы — 1шт;
– кнопка (тумблер) дистанционного управления выключателем массы с защитной крышкой от случайного срабатывания — 1шт;
– аккумуляторный кабель

-аккумуляторная клемма — 1шт;
– клемма наконечник (на контакты соленоида массы) — 2шт;
– разъём в сборе (ответная часть) управления соленоидом массы — 1шт;
– гофр автомобильный разрезной черный

– провод ПВАМ(ПГВА) (для соединения кнопки выключателя массы с выключателем массы) — 16м;
– наклейка на выключатель массы — 1шт;
– наклейка на кнопку (тумблер) управления выключателем массы — 1шт;

  • Электропровдка автомобиля должна быть надежно защищена от механических и термических воздействий (п. 9.2.2.2.2 ДОПОГ). Распространяется на все категории транспортных средств перевозящих опасные грузы, в том числе в УПАКОВКЕ, НАВАЛОМ/НАСЫПЬЮ и в ЦИСТЕРНАХ кроме транспортных средств EX/II.
  • Главный выключатель аккумуляторной батареи («выключатель массы»). Должен быть установлен как можно ближе к аккумулятору транспортного средства. Если используется выключатель только по одному полюсу (размыкает только один провод), то на автомобилях впервые зарегистрированных после 1 июля 2005 года, выключатель устанавливается на проводе питания («плюсовом» проводе). (п. 9.2.2.3.1 ДОПОГ). Распространяется на все категории транспортных средств перевозящих опасные грузы, в том числе в УПАКОВКЕ, НАВАЛОМ/НАСЫПЬЮ и в ЦИСТЕРНАХ кроме транспортных средств EX/II, АТ и ОХ.
  • Соединение электрического кабеля на контактах главного выключателя должно иметь степень защиты IP 54 (частичная защита от пыли и защита от брызг воды с любого направления). Это означает, что контакты не могут быть оголены. Однако такая степень защиты не обязательна, если контакты заключены в оболочку, которой является дополнительный кожух выключателя или сам контейнер аккумуляторной батареи, в последнем случае (контейнер аккумуляторной батареи) контакты достаточно просто изолировать, например резиновыми колпачками. (п. 9.2.2.3.4 ДОПОГ) Распространяется на все категории транспортных средств перевозящих опасные грузы, в том числе в УПАКОВКЕ, НАВАЛОМ/НАСЫПЬЮ и в ЦИСТЕРНАХ кроме транспортных средств EX/II, АТ и ОХ.

Выключатель массы должен иметь оболочку с защитой степени IP 65 (полная защита от пыли и защита от сильных струй воды с любого направления). Т.е. достаточным является если полную защиту от пыли и защиту от сильных струй воды с любого направления обеспечивает сама оболочка (корпус) выключателя, а не дополнительный кожух, как требовалось ДОПОГом до 2015 года. (п.9.2.2.3.3 ДОПОГ) Распространяется на все категории транспортных средств перевозящих опасные грузы, в том числе в УПАКОВКЕ, НАВАЛОМ/НАСЫПЬЮ и в ЦИСТЕРНАХ кроме транспортных средств EX/II, EX/III, АТ и ОХ.

  • Устройство управления (клавиша, кнопка управления выключателем) должна быть установлена в кабине автомобиля в доступном для водителя месте и иметь четкую маркировку. Оно должно быть защищено от случайного срабатывания с помощью защитного кожуха, двойного выключателя или иным подходящим способом. (п. 9.2.2.3.2 ДОПОГ). Обычно в качестве устройства управления используется тумблер с крышкой, две кнопки, которые необходимо нажимать одновременно, поворотный тумблер с фиксацией и т.п. Распространяется на все категории транспортных средств перевозящих опасные грузы, в том числе в УПАКОВКЕ, НАВАЛОМ/НАСЫПЬЮ и в ЦИСТЕРНАХ кроме транспортных средств EX/II, АТ и ОХ.
  • Если дистанционное устройство управления (тумблер) имеет электрический привод, то электроцепи этого устройства должны быть защищены плавким предохранителем или автоматическим выключателем, расположенным как можно ближе к источнику питания. (п.9.2.2.3.2, 9.2.2.5.1 (с) и 9.2.2.5.2 ДОПОГ). Распространяется на все категории транспортных средств перевозящих опасные грузы, в том числе в УПАКОВКЕ, НАВАЛОМ/НАСЫПЬЮ и в ЦИСТЕРНАХ кроме транспортных средств EX/II, АТ и ОХ.
  • Неисправность или демонтаж главного выключателя аккумуляторной батареи и дистанционного устройства его управления в случае, когда их наличие обязательно, недопустимо. (20.14.15 приложения №8 ТР ТС) Распространяется на все категории транспортных средств перевозящих опасные грузы, в том числе в УПАКОВКЕ, НАВАЛОМ/НАСЫПЬЮ и в ЦИСТЕРНАХ.

Установка дистанционного выключателя массы соответствуют требованиям пункта 9.2.2.3 ДОПОГ.

Устанавливаем дистанционный выключатель массы по требованиям правил ЕЭК ООН №105 (ДОПОГ).

Согласно этим правилам выключатель должен быть расположен не на отрицательном проводе (массе), а на проводе питания (плюсовом), т.е. размыкать не массу, а питание.

Этот выключатель должен быть размещен либо в аккумуляторном ящике, либо в специальном кожухе. Устройство управления переключателем должно быть размещено в кабине автомобиля, быть легкодоступным для водителя и быть защищенным от случайного срабатывания, например крышкой.

Установка дистанционного выключателя массы соответствуют требованиям пункта 9.2.2.3 ДОПОГ.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector