Розетка у балерин это
Цена красоты, или вся правда о балете
Легкая, как перышко, балерина порхает по сцене. При этом ее лицо украшает прекрасная сияющая улыбка, которую она дарит зрителям, выполняя сложные пируэты. Все слезы, боль, разочарование, кровь и невыносимая боль мышц от постоянного перенапряжения остались в гримерке. Для зрителя в этот момент существует только искусство и чудо, которое воспроизводит талантливая танцовщица.
Только люди, близкие к балету, знают, что это искусство — это рабский труд, который приносит ежедневную физическую боль и усталость. Балет — искусство не для слабаков.
Для красивого танца нужна ежедневная многочасовая растяжка. Иногда от переутомления в балерин темнеет в глазах, и они теряют сознание.
Балет можно сравнить со спортом — настолько большой и мощный тут вызов здоровью.
Жизнь профессиональной балерины сопровождается вывихами, переломами, падениями и травмами. Это для них обычное явление, как, например, для программиста — плохое зрение.
Из-за частых травм и вывихов с возрастом балерины начинают испытывать невыносимые боли в суставах, которые сопровождают танцовщицу до конца жизни. Это та цена, которую они платят за моменты славы и аплодисменты благодарных зрителей.
Залогом успешной карьеры балерины является ее умение согнуться пополам. Если у девушки это не получается — можно смело прощаться с профессией.
Самое страшное зрелище — это стопы балерин. Их пуанты, как правило, на два размера меньше их обычной обуви. Теперь стоит себе только представить, какую боль испытывает хрупкая девушка, когда должна становиться весом 50 кг на свои маленькие пальчики.
Для того, чтобы стать балериной, не достаточно просто оттачивать техническое мастерство. Важно родиться с соответствующим талантом танцовщицы и умением выражать свои эмоции в танце. А также воспитать в себе характер балерины, что под силу не всем.
Быть балериной — это посвятить всю свою жизнь танцу. При этом придется пренебрегать семьей, друзьями, учебой и личной жизнью. Балет занимает все время в жизни танцовщицы. Иначе успешную карьеру балерины не построишь.
Для того, чтобы стать балериной, необходимо еще и пройти тест на критерий «длинноногости». Для этого делят рост стоя на рост сидя будущей балерины и умножают этот показатель на 100. Если он составляет 49-52% — девушка может дальше учиться в балетной школе.
Позволила себе кусочек торта — за это могут выгнать из балетной школы. Строгий контроль веса здесь приходится проходить ежедневно. Поэтому балерины часто сидят на очень жестких диетах, пьют мочегонные препараты и таблетки для похудения, сомнительного происхождения.
Карьера балерины заканчивается в 35 лет. На пенсию молодые женщины выходят с целым букетом хронических болезней, начиная от невероятного переутомления и заканчивая травмами и переломами.
Если же судьба приготовила тебе роль балерины — ты с ней справишься, несмотря ни на какие трудности и преграды.
Танец балерины завораживает. К нему прикованы тысячи взглядов. Искреннее восхищение и аплодисменты долго не отпускают со сцены танцовщицу после выступления.
Многие, ознакомившись с ежедневной жизнью балерин, начинают жалеть девушек. Однако, они не требуют от нас жалости и сострадания. Свою судьбу они выбрали сами. Судьбу дарить красоту людям.
Цена аплодисментов! Эти 15 кадров доказывают, что балет не для слабаков
Наблюдая с замиранием сердца за сложнейшими элементами, которые выполняет чарующая балерина, редко кто задумывается, что на самом деле скрывается за лучезарной улыбкой грациозной танцовщицы балета.
Все страдания, слезы и кровь остаются за кулисами, в гримерке и репетиционной студии, а восторженному зрителю остается лишь наблюдать легкое и непринужденное действо, происходящее на сцене.
На деле же за мнимой легкостью скрывается адский труд и полная самоотдача балерин и их сценических партнеров. Мы подготовили для тебя сильную подборку снимков, которые в очередной раз доказывают, что балет не для слабаков.
Сутки напролет балерина проводит, растягиваясь. А растяжки-то — изнурительные, выматывающие, насильственные, до потемнения в глазах.
Балет — это смелый вызов здоровью, и он, к слову, тяжелее многих самых каверзных видов спорта.
Болезни суставов — привычное дело для хрупких балерин. Вывихи, переломы и травмы для балерины такая же обыденность, как и плохое зрение для программиста.
Из-за частых ушибов, разрыва связок, травм, переломов с возрастом суставы начинают нестерпимо болеть. Это цена, которую платят хрупкие девушки за бурные овации на сцене.
Чтобы добиться успехов в балетной карьере, юной танцовщице нужно уметь буквально сложиться пополам. В противном случае она рискует оказаться за дверьми балетной школы.
Стопы балетных артистов, пожалуй, самое неприятное зрелище. Обычно размер пуант балерины на два размера меньше ее привычной обуви. А теперь представь, что на хрупкие пальчики давит вес в 50 кг, а то и больше. Страшно вообразить, какую невыносимую боль испытывают мастерицы балетного искусства!
Увы, не каждая девушка подходит для роли балерины. Для этого нужно буквально родиться танцором, от природы обладать определенными качествами, навыками и чертами характера.
Балет — это не просто увлечение или работа. Балет — это жизнь! Он отнимает у танцовщиц абсолютно всё время, все силы и желания. Стать балериной — значит отдать всю себя без остатка.
Еще один критерий, которому должна соответствовать артистка балета, — это длина конечностей. При приеме в балетную школу у девочек нехитрым способом измеряют так называемый «индекс длинноногости»: рост сидя делят на рост стоя, а затем умножают на 100. Если твои показатели не находятся в пределах 49–52 % — о карьере балерины и думать забудь.
Съела лишний кусочек? Это может грозить исключением из балетной школы, ведь контрольное взвешивание выдаст тебя с потрохами! Для того, чтобы держать себя в форме, балерины пьют сильнейшие мочегонные препараты, используют сомнительные лекарственные средства и сидят на строжайших диетах.
Карьера профессиональной балерины обычно не очень продолжительна. Танцовщицы уходят на пенсию в 35, прихватив с собой пару-тройку травм, хроническую усталость и деформированные стопы.
Но если ты рождена стать балериной, никакие козни не остановят тебя на пути к поставленной цели.
Невообразимая красота, грациозность, чарующая пластика с избытком присущи балету, как ни какому другому виду искусства.
Артисты балета достойны наивысшей похвалы! Кто-то может жалеть бедолаг, мол, какой ценой они идут к поставленной цели. Однако это не то, чего они желают. Они не хотят сочувствия. Они сами выбрали этот непростой путь, посвятили свою жизнь балету, растворились без остатка в этом потрясающем искусстве. И истинные поклонники балета не устанут быть благодарными за это!
Понравилась статья? Скорее делись ею с друзьями в соцсетях.
Автор статьи
Редакция «Boom»
Редакция Boom — это неутомимые искатели крутых видео, о которых хочется рассказать всей планете. Каждый день мы знакомим любимого читателя с невероятными событиями и интригующими жизненными историями. Наша задача — делать скучный мир веселее, а лучшие видеоролики со всего мира помогают нам в этом.
Розетка у балерин это
Для кого-то театр — это вся жизнь. Исполняя главную роль прима-балерины в Национальной опере Украины, Кристина Шишпор учит жить театром, чувствовать и любить прекрасное. Maincream встретился с балериной, чтобы поговорить о балете и его закулисье, заслуженном успехе, зависти и новом «Лебедином озере-3D», который совершенствует вечную классику.
Кристина, вы выступаете в театре с 15 лет, а уже в 17 исполнили свою дебютную сольную партию в балете «Лебединое озеро». Что именно выделяло вас на фоне других начинающих балерин и помогло так рано заявить о себе?
Даже исполняя сольную партию в «Лебедином озере», я в то же время отстояла два года в кордебалете. Это был шанс, который я не упустила. Далее мне начали доверять главные партии. Для примы основное — стабильность. Можно миллион часов репетировать свою партию в зале, а потом выйти на сцену и просто не смочь.
Наверное, это и было моё преимущество — сила воли и духа, которые не дали откатиться назад и помогали достигать новых вершин.
Ни разу не пожалели, что когда-то остановили свой выбор на Национальной опере Украины, а не Большом театре России? Что тогда определило ваш выбор?
Большой театр — это, конечно, возможность зарекомендовать и показать себя, но я всегда знала, что ничто не будет препятствовать моим выступлениям в других странах. Мир балета — узкий и камерный, где все пересекаются и друг друга знают. Здесь нет границ.
Это правда, что в балете больше жестокой конкуренции и зависти, чем дружеских взаимоотношений? Насколько такой «профессиональный накал» со временем ужесточается? Какие у вас отношения с другими примами?
Для меня не существует жестокой конкуренции, потому что я никому не завидую. Главная проблема других — неспособность принимать чужие успехи. К счастью, семья наделила меня важным качеством — умением радоваться за других людей, даже когда они добились чего-то большего. Я его очень ценю.
Моя позиция — не нападение, а защита. Я никогда никому не желала зла. И не буду. Только защищаюсь от нападок других. А они случаются не только между примами, но и в кордебалете, оркестре.
Зависть присуща всем. Все дело в состоянии души человека. Я, видимо, другой душевной организации.
В прошлом году вы были удостоены звания Народной артистки Украины. Важны ли такие регалии для профессионального развития или они больше для статуса и удовлетворения личного эго?
Я считаю, что все должны быть оценены по достоинству. Государство обязано помогать своим лидерам, героям, спортсменам. Иначе, какие у таких людей цели в жизни? К чему им стремиться?
Я очень долго к этому шла. Конечно, мне было приятно получить такое звание, но это событие не назову неожиданным. Я лидер и не могла себе позволить не стать народной артисткой Украины. Я столько всего сделала для балета…
Какова цена вашего успеха? Даже будучи примой, многим ли вам приходится жертвовать?
За успех всегда нужно расплачиваться. Мои достижения несоизмеримы с потерями в жизни: личными, потерей родителей, близких друзей. Если бы можно было расплачиваться успехом, то я, наверное, отдала все, только чтобы оставить этих людей в своей жизни.
Поговорим о семье. Насколько трепетно вы относитесь к дочери и как проводите свободное от работы время?
Во время карантина моя дочь настолько привыкла, что я постоянно рядом, что теперь она не может смириться с тем, что возобновился активный период съёмок и репетиций. Тем не менее, вечера я посвящаю ей. И даже если планирую сьемку, но могу взять дочь с собой, всегда так делаю.
Она девочка, и ей нравится разделять со мной рабочее время. Мне хочется с детства прививать ей хороший вкус. Более того, она уже занимается балетом и всем рассказывает, что станет примой. Это не мое желание сделать из дочери вторую приму в семье, а её осознанный выбор.
Как бы грубо это ни звучало, но у всех балерин есть свой «срок». Как давно и часто ли вы задумываетесь о том, что будет после окончания карьеры балерины?
Не так давно я стала частью команды UKRAINIAN WORLD BALLET в качестве продюсера шоу «Лебединое озеро 3D», на которое мы делаем большие ставки. Мир не без добрых людей, поэтому лучше никому не докучать и не давать лишних поводов для зависти своими планами. Если я могу сделать что-то новое и тем самым привлечь внимание людей к театру, я буду этим заниматься.
Моя главная страсть — это новый проект «Лебединое озеро-3D», но и помимо него, у меня много планов. Сейчас вместе с командой хочу презентовать шикарное 3D-шоу — новый формат, где мы объединили новейшие технологии и вечную классику, в то же время продолжая развивать и поддерживая культуру балета в Украине, привлекая внимание молодежи.
Может, не всегда буду танцевать. Зато знаю, как это делать хорошо и кто это хорошо делает, помимо меня. У меня нет звездной болезни, что я должна танцевать до ста лет. Буду танцевать столько, сколько хочу.
Век артиста балета, правда, не такой долгий, но пока я не ухожу со сцены (смеётся).
Новое шоу «Лебединое озеро-3D». Не идёт ли оно вразрез с классическими канонами балета? Какую цель вы ставите перед собой как продюсер проекта? Какой главный аргумент пойти на шоу, даже если вы не ценитель классического искусства?
Этот балет не идет вразрез ни с чем. Это полноценный спектакль «Лебединое озеро» в классическом виде, просто дополнительно украшенный с помощью современных технологий.
Почему бы не показать людям прекрасное с лучшей стороны, не подчеркнуть труд артистов и не привлечь еще больше зрителей? «Лебединое озеро-3D» — это фильм с невероятными живыми декорациями и анимацией, которые делают балет ещё более волшебным.
Абстрагироваться, на время поверить, что ты находишься в сказке, — это многого стоит. Поэтому я приглашаю всех 17 марта в Дворец Украина на премьеру шоу «Лебединое озеро-3D» . Поверьте в сказку вместе с нами.
Одетта или Одиллия? Белый или чёрный лебедь?
Конечно, чёрный. Исполняя белого лебедя, я становлюсь немного другой — более романтичной. Мне намного сложнее исполнять лирические партии. Для этого нужно «тушить» свои эмоции и темперамент. А у чёрного лебедя, как и у меня, есть чёртики в глазах. Мне это нравится (смеётся).
Можно сказать, что в чем-то балет «Лебединое озеро» стал для вас символичным и даже судьбоносным. Первая партия, теперь премьера масштабного балетного шоу.
Балет — это всегда «Лебединое озеро». Это «голубая классика», высший эталон. Балерина, которая ведёт такие спектакли, является примой.
Говорят: «Балет — это ведь не только техника. Самые лучшие партии танцуют душой. » С какой из балетных партий вы ассоциируете себя большего всего?
Я танцую только партии, приближённые к моей душе. Считаю что, как и раньше, у балерины должно быть своё амплуа. Чтобы она показывала не только технику, но и выдавала эмоцию.
Все партии, которые я исполняю, максимально близки для меня и подходят моему характеру, темпераменту и восприятию мира. Я не берусь за партии, которые я не чувствую. Зрителя не обманешь.
Деньги в пачках
Деньги в пачках |
![]() |
Фото: НАТАЛЬЯ РАЗИНА |
Дарья Павленко была оценена по достоинству после «Баядерки» в лондонском Royal Ballet. Теперь ее акции могут вырасти |
Цена звезды
Для начала стоит сказать, что ситуация в балетном мире кардинально отличается от оперной. В опере — там настоящий бум, там множатся фестивали, строятся театры, растут армии поклонников. Но там на всех одна команда звезд. Там астрономические гонорары. Там репертуар театров может зависеть от биологических циклов четырех-пяти сопрано и стыковки авиационных рейсов трех-четырех теноров. Там действительно все расписано на пять лет вперед.
В балете труба пониже и дым пожиже. Есть всего несколько статусных компаний — лондонский Royal Ballet, Парижская опера, American Ballet Theater, New York City Ballet, Большой и Мариинский. И есть всего одна мегазвезда на всех, имя ей — Сильви Гиллем. Она не принадлежит никому. Она единственная, кто вправе диктовать, когда, где, что и с кем она будет танцевать. Просто потому, что таких физических данных, помноженных на такой актерский дар, нет больше ни у кого. Плюс критический возраст — ей почти 40, и понятно, что заполучить ее можно сейчас или никогда. Впрочем, ситуация может измениться.
Цена квартиры
В сентябре балетные круги российских столиц потрясла сенсационная новость: одна из мариинских примадонн Светлана Захарова переходит в Большой театр. Собственно, слухи о переходе бродили с весны. Светлана молча танцевала в Мариинке, отлетала на личные гастроли куда-то в Японию (Америку, Европу), подмигивала с парадных афиш театра «Ковент-Гарден» (она была анонсирована главной балериной «кировского» сезона), ослепительно улыбалась со сцены лондонской публике — и тихо исчезла к концу гастролей. Вскоре дирекция Большого гордо объявила о смене лица театра. Отныне это Светлана Захарова.
Худрук-директор Мариинки «Зевс-громовержец» Валерий Гергиев грозно пенял директору балета Махару Вазиеву на потерю игрока. Тот беспомощно разводил руками. Его можно понять. Кто, как не он, часами беседовал со Светой в кабинете о жизни и искусстве. Кто, как не он, позволял Свете танцевать все, что она хочет и когда хочет. Кто, как не он, сделал все, чтобы Света превратилась в мадемуазель Zakharova (когда директриса Парижского балета мадам Лефевр предложила ангажемент мариинской приме Ульяне Лопаткиной, а Лопаткина заболела, Вазиев отправил в Париж ее, Свету).
Гергиев требовал озвучить причину. Причины не было, была
![]() |
Фото: АЛЕКСЕЙ КУДЕНКО, «Ъ» |
Светлана Захарова — главная потеря Мариинки и главное приобретение Большого в этом году. Цена — столичный ангажемент и квартира в тихом центре |
Мне все же кажется, что Большой театр малость переплатил. Светлану можно было купить гораздо дешевле — просто на московский блеск. Один мой балетный приятель высказал мысль, что, дескать, вообще Захарова и Мариинский театр — две вещи несовместные: «Это с самого начала был неправильный проект. Из Киева нет дороги в Петербург (Света училась в Киеве, а выпускалась в Питере.— ‘Деньги’ ), из Киева есть дорога только в Москву. «
Цена места
Кто и где пишет ценник? В прекрасном мире балета цены на прекрасных балерин устанавливаются в двух местах — в Нью-Йорке и Лондоне. Там крупнейшие балетные компании и самые крутые артистические агентства. Там самые солидные газеты (New York Times читают в Лондоне, The Financial Times — в Нью-Йорке). Там мощные кланы балетных критиков (Анна Киссельгофф и Клемент Крисп терроризируют трансатлантические праздники танца вот уже 30 лет). Там толпы богатых и безумных старушек и старичков, готовых кинуться за вновь открытой юной звездой хоть на край света, даже в Россию.
Впрочем, Нью-Йорк и Лондон выставляют не цену, они индексируют репутацию — театра и балерин. В Нью-Йорке и Лондоне приклеивают ярлык к пиджаку, сшитому хоть в Китае. Дальше этот пиджак (балерина) отправляется по этапу.
И прежде всего в супердорогой магазин, функции которого в балете выполняет Япония, мать-кормилица всех балетных артистов. Только в Японии миллионы женщин с детьми, которые обожают Чайковского и балет «Лебединое озеро». Только в Японии плачут и даже кричат, когда сначала видят Лебедь Белую, а потом и Лебедь Черную. В Японии маленькие отпуска (семь дней в году) и много-много свободных денег. В Японии в каждом крошечном городе свой театр с прекрасно оборудованной сценой. Там устраивают бесконечные gala des etoiles, в которых пляшут героини и герои нью-йоркских и лондонских рецензий. Только здесь за пиджак ценою $180 с радостью и благодарностью отдадут $1800, а то и больше.
За Японией еще совсем недавно следовала группа латиноамериканских стран, но там сейчас финансовый кризис. Латиноамериканское место прочно заняла Москва. Здесь тоже много денег и внезапно разбогатевших людей, страстно желающих украсить свою жизнь прекрасным.
![]() |
Фото: ВАСИЛИЙ ШАПОШНИКОВ, «Ъ» |
После блистательно проведенной пиар-кампании Анастасия Волочкова — самая дорогая балерина. Но только в московских залах |
Две недели все мировые телеканалы круглосуточно говорили о профсоюзном конфликте знаменитой русской балерины Volochkova с администраторами-садистами из Bolshoi: «Как они посмели сказать, что она толстая! Это чудовищное преступление против политкорректности!»
Балерину Volochkova никто, нигде и никогда не видел. Только фото: роскошная блондинка в экстравагантных туалетах, приобретенных, вероятно, во время шопингов где-нибудь на Родео-Драйв. Только телевизор, где она беспрестанно говорит о любви к «моей России», «моему президенту» и «моему творчеству».
Доверчивый американский телезритель знает со слов Volochkova, что она танцует на крупнейших сценах мира и работает с величайшими балетмейстерами, и никто не задает наивных вопросов относительно их адресов и имен. А что остается делать? Если сто тысяч раз сказать «халва», во рту станет сладко.
В Москве этой «халве» верят давно. С тех пор как недавняя солистка Мариинского театра тихо появилась в Большом театре с рулонами плакатов и стопками календариков «Гордость русского балета» и одарила ими гарберобщиц, вахтеров, табельщиц и буфетчиц. С тех пор как, подмигивая с билбордов, стала ласково успокаивать взвинченных автомобилистов, застрявших в гиблых пробках на Садовом кольце. С тех пор как начала сваливаться нечаянным спамом на страницы интимных писем в mail.ru и будить российских граждан по утрам очередным интервью на «Эхе Москвы» про злодея-директора Иксанова, свободу и творчество. Такая красавица! Такая богатая! Такая милосердная! Вот концерты во Дворце съездов дает, сиротам казанским помогает.
Я был на одном из этих концертов. В шеститысячном зале был аншлаг. Продали все, даже места на люстрах. Партер лоснился упомянутыми выше господами, пришедшими на встречу с прекрасным. Анастасия счастливо нашла свою публику. Она выехала на сцену в навороченном «мерсе», покачивая бедрами, шагнула к рампе и раскрыла объятия навстречу людям России, выложившим за билеты суммы, больше нигде в мире не существующие. И я понял, что Волочкова — самая дорогая балерина. В Москве.
Цена свободы
Я помню документальный фильм про знаменитого ленинградского танцовщика Юрия Соловьева, покончившего жизнь самоубийством 12 января 1977 года. Рассказывали балерины, его бывшие партнерши. Как это всегда бывает в таких случаях, говорили они в основном о себе. Единственной, кто говорил о нем, была Наталья Макарова, ленинградская балетная эмигрантка, примадонна мирового балета. Съемки проходили в ее нью-йоркских апартаментах на Ист-Сайд. За окном шелестел Центральный парк.
Макарова откинулась на спинку рекамье: «Юра, Юра, Юра. наш летающий Гагарин. » Что-то в этом роде, вполне, впрочем, с чувством, от которого мурашки побежали по коже. И заплакала. Горько, по-бабьи. «Бедный Юра. Как он хотел уехать. Но не рискнул. А я вот. — тут ее взгляд скользнул по причудливым антикварным фактурам роскошных апартаментов, заглянул на террасу и полюбовался фантастическим видом за окном.— А я вот рискнула. «
Цена случайности
Этой осенью примадонна лондонского Royal Ballet Дарси Бассел во второй раз ушла в декретный отпуск и отказалась танцевать анонсированную «Баядерку». В офисе Royal Ballet произошел переполох — оказалось, что внутренние резервы исчерпаны и нужна замена, причем адекватная.
Лондонский балет — это марка, «Баядерка» — дело серьезное. Первое движение новой директрисы Royal Ballet Моники Мейсон — факс на фирму, в Kirov Ballet: дескать, прошу рассмотреть возможность предоставить тогда-то одну из ваших балерин для исполнения центральной партии и т. д. Клише деловых писем. Ответный звонок из Петербурга: «Мы рассмотрели вашу просьбу и т. д. Нам очень сложно, но мы, конечно, пойдем навстречу Royal Ballet. Предлагаем Павленко. »
— Wow! Wonderful! — Мейсон моментально сообразила, о ком речь, она была на всех представлениях Kirov Ballet в Лондоне.
В афише Royal Ballet появляется: Daria Pavlenko (Guest Artist, Kirov Ballet). В день представления в театре аншлаг: «Вы видели ее летом с Kirov в ‘Баядерке’? Правда, она была прелестна. » Royal Ballet от примадонн до секретарш толпится в кулисах. Аплодисменты, цветы, фотовспышки, статья в Financial Times.
С этого момента Дарья Павленко, чрезвычайно талантливая солистка балетной труппы Мариинского театра, становится международной звездой. За два дебютных выступления в Лондоне она получила стандартный гонорар, установленный для principal dancer в лондонском Royal Ballet. Дальше будет больше.
ПАВЕЛ ГЕРШЕНЗОН
Балерина
В Викисловаре есть статья « балерина » |
Балерина | |
---|---|
Статус артистки балета | |
![]() Пьерина Леньяни — Медора (слева) и Ольга Преображенская — Гюльнара (справа) в балете «Корсар» (Мариинский театр, 1899) | |
Происхождение | итал. it:Ballerina |
Балерина (итал. ballerina — танцовщица, от итал. ballare — танцевать) — артистка балетного театра, исполнительница классических танцев, выученная согласно академическим балетным канонам и использующая в танце пальцевую технику.
В России в XX веке балериной стала называться любая балетная танцовщица, тогда как в Российской империи так называлась лишь солистка, занявшая наивысшее положение в балетной труппе. Этот титул появился в Императорских театрах в третьей четверти XIX века [ уточнить ] вместе с появлением на балетной сцене целой плеяды итальянских виртуозок, приглашаемых из-за границы на положение ведущих солисток. Артистка, не являющаяся ведущей солисткой, именовалась дансёркой (от фр. danse — танец) или танцоркой, затем — просто танцовщицей.
Содержание
- 1 Прима-балерина
- 1.1 Prima ballerina assoluta
- 2 См. также
- 3 Примечания
Прима-балерина [ править | править код ]
При́ма-балерина (от лат. prima — «первая») — балерина, занимающая первое положение в театре, ведущая солистка труппы, исполняющая главные партии в спектаклях. Это танцовщица высшей квалификации, обладающая неповторимым своеобразием интерпретации ролей, высокой техникой и артистизмом [1] . Этот титул также пришёл в Россию из Италии, однако чаще всего он используется чисто номинально — в прессе, интервью, критических разборах и т. д. В то же время, солистки некоторых российских театров (например, Музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко) носят этот титул официально.
В англоязычных странах для обозначения высшего статуса балерины используется словосочетание англ. principal dancer — «главная танцовщица» (тж. танцовщик), во Франции — словосочетание première danseuse, «первая танцовщица».
В балетной труппе парижской Оперы, традиционно имеющей собственную сложную иерархию, на протяжении XIX века ведущая танцовщица именовалась «первым сюжетом» (фр. première sujet ). Артистки и артисты, которые смогли подняться на самую высшую ступень служебной лестницы этой труппы, с конца XIX века начали носить титул «звезды» (фр. étoile ). Этот статус, появившийся в 1895 году [ уточнить ] как «сюжет-этуаль» (фр. sujet étoile ), окончательно закрепился уже в XX веке. В 1938 году балерина Соланж Шварц стала первой, кто был официально возведён в ранг танцовщицы — «этуали» (фр. danseuse étoile ).
Prima ballerina assoluta [ править | править код ]
Начиная с 1805 года [ источник не указан 2610 дней ] некоторые итальянские танцовщицы начали добавлять к своему титулу прима-балерины слово assoluta — «абсолютная», подчёркивая таким образом своё первенство в профессии и тот факт, что у них нет соперниц на сцене. В России в конце XIX века так называли Пьерину Леньяни, затем, в начале XX века, этот титул носила Анна Павлова, ставшая всемирно известной после того, как покинула Россию и начала гастролировать со своей труппой по самым разным странам.
Позднее некоторые танцовщицы получали это звание официально. Так, в 1970-х годах Берлинский сенат принял решение наградить этим титулом балерину Еву Евдокимову после того, как она стала солисткой западноберлинской Немецкой оперы [2] ; в 1979 году, к своему 60-летнему юбилею, этот титул с согласия королевы Великобритании Елизаветы II получила солистка лондонского Королевкого балета Марго Фонтейн; а в 1984 году президент ЮАР Питер Бота наградил этим титулом южноафриканскую балерину Филис Спира [en] [ источник не указан 2608 дней ] .
В настоящее время этот редкий титул используется лишь символически, как знак признания выдающегося таланта знаменитой артистки и обычно рассматривается как почесть, а не официальный статус.
См. также [ править | править код ]
Премьер — танцовщик, занявший высшее положение по рангу в своей балетной труппе.