Как устроена розетка проходная
Воплотил детскую мечту: казахстанец создает электромобиль будущего
Подобно многим мальчишкам, Азат Сулейменов с детства интересовался машинами, порывался залезть под капот отцовского автомобиля, чтобы понять, как устроен сложный механизм
А повзрослев, взялся за инструменты и проводил свободное время в гараже с друзьями, постигая премудрости автомобильного ремонта. Но на то, чтобы найти себя в серьезной автоиндустрии и к 28 годам получить должность старшего инженера в команде передовых технологий моторов инновационной компании Lucid Motors, 28-летнему участнику рейтинга Forbes Kazakhstan «30 моложе 30» потребовались годы.
Найти свое место
Когда мальчику исполнилось шесть лет, семья переехала из Костаная в столицу. Во время учебы в гуманитарно-экономическом лицее номер девять Азат, по его собственному признанию, из всех предметов школьной программы выделял только математику и потому в январе 2009 года вслед за любимой учительницей перешел в Назарбаев Интеллектуальную школу. Фанатично любивший математические дисциплины, он видел себя студентом МГУ, но в год его выпуска прием абитуриентов объявил Назарбаев Университет, и юноша решил подать документы в новый вуз.
Как казахстанский стартап делает революцию на авторынке и собирается выходить в Саудовскую Аравию
Сосредоточенность на математике и пренебрежение другими предметами сыграли с юношей злую шутку: Азат не смог набрать проходной балл по английскому языку. Но не сдался и после месяца усердных занятий смог поступить на foundation. «За первый год обучения я здорово подтянул физику и английский, а когда пришло время выбирать специальность, решил попробовать себя в химической инженерии, считал это направление перспективным, поскольку в Казахстане развита добыча нефти и газа. Чувствовал, что выбранная специализация не совсем моя, но в 18 лет ты еще слишком молод, чтобы наверняка знать, чем хочешь заниматься в жизни. Ничуть не жалею, что получил эту специальность, но, если бы мог выбирать заново, предпочел бы направление механической инженерии», – рассуждает собеседник.
За время учебы в Назарбаев Университете Азат прошел стажировку в Корее на заводе LG Chem, благодаря поддержке Научно-образовательного фонда имени академика Шахмардана Есенова попал на стажировку в Калифорнийский институт технологий в Лос-Анджелесе. Трехмесячное пребывание в Калифорнии помогло молодому человеку укрепиться в понимании, что его место в науке. Вернувшись, Азат стал подавать документы на программы PhD в американские университеты и в 2015 году, в середине четвертого курса, получил положительный ответ из Бостонского университета. Казахстанского студента приняли на специальность materials engineering.
Когда можно будет купить новую машину в Казахстане без очереди?
«Университет полностью обеспечивал мое обучение по программам магистратуры и PhD, оплачивал учебу и выдавал ежемесячную стипендию, а я в свою очередь должен был заниматься не только собственно учебой, но и параллельно работать ассистентом преподавателя и в лаборатории», – рассказывает Азат. Занятия и научно-исследовательская работа шли гладко, казалось, все складывается так, что лучше не придумаешь, но юноша все чаще задумывался о том, что занимается делом, к которому по большому счету не лежит душа. «Я решил, что если действительно всерьез настроен что-то изменить в своей жизни, то делать это нужно сейчас, в начале пути, потому что потом будет труднее. Сел за стол, достал чистый лист бумаги и начал записывать, где и кем я мог и хотел бы работать. В конце концов решил попытаться найти себя в автоиндустрии, сфере, которая привлекала меня с детских лет», – объясняет свое решение собеседник.
В 2017 году Азат окончил магистратуру и получил диплом магистра в сфере материаловедения и механической инженерии. С программы PhD удалось уйти только с третьей попытки, поскольку отказ от обучения автоматически означал для гражданина Казахстана возникновение проблем с финансированием и с визовым статусом. Когда мосты были сожжены, он стал рассылать резюме в компании по производству автомобилей.
Не «Теслой» единой
О том, что стартап по производству электрокаров Lucid Motors находится в поисках сотрудников, казахстанец узнал из интернета и решил рискнуть, подав документы на позицию инженера-механика. Сложное собеседование, в ходе которого представители компании оценивали не только уровень подготовки претендента, но и его способность к инженерному мышлению, Азат прошел с первого раза. Тем не менее он трезво оценивал свои минусы, в частности, нехватку специальных знаний, и отдавал себе отчет в том, что работа в автомобильной индустрии потребует освоения новых дисциплин в максимально сжатые сроки. Молодой человек буквально день и ночь просиживал над книгами, совсем как над учебниками по английскому перед поступлением в НУ. Технический бэкграунд сослужил хорошую службу, и спустя некоторое время он почувствовал себя достаточно компетентным, чтобы приступить к работе мечты.
Наперекор обстоятельствам: машины в Казахстане разлетаются как горячие пирожки
Стартап Lucid Motors был основан в 2007 году бывшим вице-президентом Tesla Бернардом Тсе. Изначально компания занималась производством электробатарей, но в 2014 году привлекла от китайских компаний инвестиции в размере $100 млн и решила зайти в сегмент изготовления электрокаров. В 2017 году Lucid Motors представила свой первый и самый известный автомобиль Lucid Air, но запуск модели в серийное производство откладывался из-за нехватки финансирования. Деньги нашлись в 2018-м, когда компания получила инвестиции в размере $1 млрд от Фонда национального благосостояния Саудовской Аравии. В конце июля этого года стало известно, что акции Lucid Motors будут торговаться на Nasdaq. Запуск серийного производства намечался на 2020 год, но пандемия внесла коррективы, и сроки сдвинули еще на год. Тем не менее сотрудники компании уже вовсю тестируют прототипы автомобиля на дорогах Калифорнии и Аризоны, где расположен сборочный завод.
Кредо Lucid Motors – постоянное расширение технологических границ в сфере электротранспорта, стремление сочетать высокий уровень комфорта, увеличенный запас хода, соответствие принципам экологической устойчивости. «Меня привлекла озвученная основателями Lucid Motors идея производства электромобилей класса люкс. Кроме того, будучи стартапом, компания имела возможность разрабатывать и внедрять технологии, которых еще не было на рынке. У Lucid Motors был свой продукт, работа над которым меня заинтересовала. Я видел, что если процесс грамотно организовать с инженерной точки зрения, то это воплотится в новых крутых результатах по части ускорения автомобиля, дальности хода на одном полном заряде батареи, снижения уровня шума в салоне. Инновационные инженерные решения, применяемые в автомобилестроении, могут быть востребованы и в других сферах», – поясняет собеседник.
На первых порах Азат работал на позиции инженера-механика в команде, отвечающей за создание и разработку электромотора и трансмиссии, в частности, отвечал за процессы, связанные с циркуляцией масла в электромоторе. В компании оценили лидерские качества молодого сотрудника, его стремление получить дополнительные знания в выбранной профессии и предложили присоединиться к команде, главная задача которой заключается в том, чтобы сделать автомобиль более эффективным, способным проезжать большее расстояние на одном полном заряде, потребляя при этом оптимальное количество электроэнергии.
Неизбежное будущее
Опыт работы в Lucid Motors окончательно убедил инженера из Казахстана в том, что за электромобилями будущее автомобильного рынка. Тенденцию к росту фиксирует и статистика. По данным электромобильного аналитического портала EV-volumes, за 2020 год глобальные поставки автомобилей с подзарядкой от сети увеличились на 43% по сравнению с 2019 годом, притом что мировой рынок легковых автомобилей сократился на 14%. В результате доля электромобилей и гибридных авто увеличилась с 2,5% в 2019 году до 4,2% в 2020-м.
Неслучайно развитию данного сегмента все больше внимания уделяют все ведущие мировые автоконцерны и производители комплектующих, вкладывая все больше средств в развитие электромобильности и строительство электрокаров. «Рынок электромобилей большой и интересный, и я не сомневаюсь, что со временем электрокары вытеснят традиционные авто с бензиновыми двигателями. Пока сложно сказать, как быстро это произойдет, здесь многое зависит от того, насколько интенсивно государства будут в этом участвовать. Опыт стран, лидирующих по уровню проникновения электромобилей и гибридов, свидетельствует, что продажи авто на альтернативных видах топлива особенно активно растут в случае, если государство стимулирует граждан пересаживаться на электротранспорт, вводя специальные программы поддержки», – говорит Азат.
По его словам, примеры такого стимулирования есть в той же Калифорнии, где расположены штаб-квартиры Tesla и Lucid Motors. Здесь в не столь отдаленной перспективе планируют вообще запретить продажу новых автомобилей с бензиновыми двигателями и экономически поощряют автовладельцев, решивших пересесть с обычного авто на электрокар. Налоговые льготы для покупателей электромобилей предусмотрены в странах Европы. Конечно, в сегменте электромобилей еще существует достаточно много проблем, и одна из главных – нехватка инфраструктуры, которая бы обеспечивала легкое и быстрое использование таких машин. Электрокары в любом случае заряжаются не столь быстро, как заправляются бензиновые автомобили, поэтому многое зависит от того, насколько интенсивно будут развиваться технологии зарядки. В Америке, рассказывает Азат, расширяется сеть станций, на которых можно зарядить автомобиль менее чем за час, и этого заряда хватает, чтобы доехать до следующей станции. Соответственно, чем больше их будет появляться, тем проще станут «электропоездки» на большие расстояния.
Как Санжар Тайжан построил прототип бурильной машины для Илона Маска
Если говорить о Казахстане, то здесь отсутствие инфраструктуры зарядных станций – главный барьер для развития рынка электромобилей. Они пока появились только в Нур-Султане и Алматы, но люди должны быть уверены, что смогут доехать в любой город, не застряв по дороге. Второй момент – цена. Электромобили пока стоят дороже бензиновых авто, хотя со временем цены начнут снижаться. Когда производители запчастей для электрокаров увидят рост спроса, им будет выгодно снижать цены на свою продукцию и наращивать масштабы выпуска. Производство электрокаров станет дешевле, и цены снизятся. Кроме того, считают эксперты Bloomberg, через два-три года уменьшится стоимость эксплуатации электрокаров, что также будет способствовать снижению цен. Еще один фактор, который может ускорить развитие рынка электромобилей – удешевление аккумуляторов.
«В стоимости электрокара большая часть приходится на батарейный блок. Сегодня в электромобилях используются достаточно дорогие в производстве литий-ионные батареи, и это один из серьезных факторов, влияющих на стоимость. Но нельзя исключать, что появятся альтернативные варианты, что мы научимся эффективному вторичному использованию батарей,. и электрокары станут более доступны по цене», – говорит Азат.
«Вы едете в Канны». Как казахстанка добилась успеха в драматическом кино
Скептики указывают, что пока доля угольного сырья в энергетическом балансе остается достаточно высокой, а во многих странах и превалирующей, энергозатратный процесс производства аккумуляторов для электрокаров будет генерировать едва ли не больше выбросов, чем выхлопы от авто с двигателями внутреннего сгорания. Второй вопрос – откуда поступает электроэнергия для подзарядки: от электростанций, работающих на традиционных источниках энергии, а значит, генерирующих выбросы, или от солнечных и ветровых электростанций. Возможно, подобные доводы не лишены оснований, но пока в принципе не существует технологии, в основе которой лежало бы использование совершенно «чистой» энергии, замечает Азат. Зато с точки зрения эксплуатации электромобиль намного более экологичен. На автомобиле с бензиновым двигателем при определенном пробеге необходимо менять масло, фильтры, свечи, а экологичность процесса утилизации отработанных материалов вызывает множество вопросов. Электромобиль, говорит Азат, не нуждается в сложном техобслуживании – периодически нужно лишь менять тормозные колодки, колеса, воздушный фильтр, так что и вреда для окружающей среды несравнимо меньше.
Работа в современной технологичной компании, занимающейся производством электрокаров, пришлась казахстанцу по душе, а перспективы развития рынка электромобилей и рост конкуренции в данном сегменте подогревают профессиональный интерес и амбиции. «Если человеку близка та или иная сфера деятельности, он всегда может добиться в ней успеха, было бы желание. Не получилось сегодня – получится завтра, главное – не останавливаться и не сдаваться», – уверен Азат.
Подписывайтесь на нас в Google News
Как изменилась жизнь системного администратора в Москве с зарплатой 185 000 ₽
Это повторный дневник трат
Интересно посмотреть, как жизнь может измениться — или не измениться совсем. В этом дневнике увидим, что произошло за год у системного администратора из Москвы.
О себе
Семья: живу с женой. Ей 23 года, мы вместе уже четвертый год. В дневнике буду называть ее А. Поженились в 2020 году, свадьбу праздновать не стали из-за опасений заразиться ковидом. Компенсировали себе это поездкой на Сейшелы этим летом.
Должность: администратор продуктов Atlassian в банке — работаю с Jira, Confluence, Bitbucket.
Зарплата: 185 000 Р на руки без учета годовой премии. Ее размер зависит от моих успехов и общих результатов банка. В прошлом году премия составила 460 000 Р .
Должность жены: А. недавно уволилась и сейчас ищет новое место. До этого она работала в банке, ее точную зарплату я не узнавал.
Дополнительные источники дохода: кэшбэк и проценты по дебетовой карте — примерно 1500 Р в месяц, налоговый вычет за ИИС — 52 000 Р . Дивиденды по акциям — около 1500 Р в месяц в среднем за год. Так мало, потому что многие компании из моего портфеля их не платят либо платят совсем немного.
Майнинг и стейкинг — около 7000 Р в месяц. Стейкинг криптовалют — это передача своих токенов для обеспечения работоспособности блокчейна. За счет этого вы получаете вознаграждение. Самая простая аналогия — это банковский вклад: вы отдали деньги, и вам капают проценты. Тут вы отдаете криптовалюту и получаете проценты в виде криптовалюты. А если захотите, то сможете вернуть свою криптовалюту.
Сколько откладываю: минимум 33 000 Р на ИИС и 5000 Р на обычный брокерский счет. Также до этого дополнительно откладывал доллары и евро на отпуск, но мы недавно из него вернулись, и я еще не начал копить на новый.
Сколько накопил: на ИИС и брокерских счетах суммарно более 1 600 000 Р , на дебетовой карте — около 100 000 Р , в криптовалюте — более 600 $ ( 42 000
Р ).
На что откладываю: на финансовую независимость за счет пассивного дохода от акций и криптовалюты. По моим грубым подсчетам, потребуется около 250 000 $ ( 17 500 000
Р ). Первой промежуточной цели в 1 млн я достиг в этом году, следующая — 3 млн. Если я буду придерживаться текущего размера пополнений, а доходность будет составлять 10% в долларах в год, то до конечной цели еще порядка 15 лет. Я надеюсь, что моя зарплата продолжит расти и я смогу инвестировать больше, а значит, приду к цели раньше.
Инвестиции: я инвестирую на ИИС 2 года и 7 месяцев. Стараюсь каждый месяц пополнять его на 33 000 Р . Брокеры — Тинькофф и ВТБ. На ИИС я внес 983 000 Р , а стоимость портфеля уже более 1 325 000 Р . В основном я покупаю акции хороших крупных компаний: в топе позиций сейчас Apple, Microsoft, Сбер, Pfizer, Visa, Danaher, фонды акций биотехнологических компаний.
Помимо ИИС, у меня есть обычный брокерский счет, где я каждую неделю на 1250 Р покупаю ETF на S&P 500 от Тинькофф, так как там очень удобная цена одного пая. Провожу публичный эксперимент с начала года: показываю, что не нужны какие-то особые знания или крупные суммы, чтобы начать инвестировать. Просто берем и регулярно покупаем ETF на S&P 500.
У второго брокера у меня четыре субсчета для разных стратегий. Первый счет — акции РФ, второй — венчурные инвестиции, где я беру акции компаний Virgin Galactic, Arcturus Therapeutics, Li Auto и выставляю тейк-профит на +115%, чтобы продать половину акций и вернуть вложенные деньги с учетом налога 13%. На мой взгляд, это очень спокойная стратегия для венчурных инвестиций, так как после срабатывания тейк-профита я рискую только прибылью, а не своими деньгами.
Третий счет — набор ETF развивающихся и развитых рынков, а также США. Четвертый — фонды облигаций, номинированные в долларах и евро. Суммарно на ВТБ у меня порядка 300 000 Р .
Насчет майнинга. Я впервые услышал о биткоине, когда учился в вузе, то есть более 7 лет назад, и даже немного майнил его тогда. Потом криптовалюты как-то забылись. Но с осени прошлого года начался очередной бум и безумный рост. Я за всем этим наблюдал и в итоге этой весной решил обновить видеокарту и начать майнить.
Купил видеокарту Nvidia 3060 за 82 500 Р и приступил к майнингу. В лучшие дни доходность достигала почти 1000 Р в сутки, сейчас она колеблется в диапазоне 200—300 Р . Счет за электричество вырос примерно на 300 Р в месяц, так что рано или поздно видеокарта себя полностью окупит.
Я майню эфириум, часть продаю и покупаю другие криптовалюты. В том числе Cardano и Solana, которые за последний месяц подорожали более чем на 100%. Пока я не выводил деньги с криптобиржи, так как сперва хочу понять, как правильно декларировать такой доход и платить налоги.
Когда я писал дневник, решил посмотреть, сколько стоит такая же видеокарта, как у меня. Но сейчас в магазинах продают только защищенные от майнинга видеокарты примерно за 75 000 Р . На моей видеокарте нет аппаратной защиты, так что новая такая стоит куда дороже.
Собственность: студия площадью 30 м² в семи минутах от станции метро «Митино». Утепленная лоджия позволяет комфортно работать дома вдвоем. Текущая стоимость — 9 200 000 Р , брал 4 года назад за 5 800 000 Р , из них 2 300 000 Р — ипотека на 20 лет под 10%. Осталось выплатить 800 000 Р под 8,9%.
В качестве первоначального взноса использовал деньги от продажи квартиры в другом городе, которая досталась мне по наследству.
Регулярные расходы
Ипотека: обязательный платеж — 24 000 Р , дополнительный платеж — 16 000 Р .
Путешествия: в этом году слетали летом на Сейшелы. Тур на 10 дней с учетом всех кэшбэков обошелся в 230 000 Р . Плюс траты в путешествии на еду и развлечения — еще 120 000 Р .
Продукты: около 26 000 Р . Сюда входят как магазины, так и доставка на дом.
Дополнительная карта для А.: лимит — 18 000 Р в месяц. На эти деньги А. может радовать себя всем, чем пожелает.
Коммунальные платежи: примерно 5000 Р .
Здоровье: ДМС от работодателя. Лечение ногтей, которое я проходил в прошлом году, не помогло, поэтому в начале лета я сходил к хирургу на их коррекцию. За два ногтя отдал 14 000 Р . Это можно было сделать по ДМС, но я хотел попасть к конкретному хирургу, который специализируется на подобных проблемах.
Также пришлось делать небольшую пластическую операцию на десне и менять коронку. Еще не закончил эту историю, полагаю, все обойдется примерно в 40 000 Р .
Прививка от коронавируса — бесплатно от государства.
Развлечения: крайне нерегулярно куда-то ходим, в последнее время это было просто кино. Поэтому в среднем тратим около 4000 Р в месяц, если не учитывать развлечения в отпуске. До истории с ковидом выбирались и на концерты, и в театры.
Одежда: покупаю редко, за год выходит примерно 40 000 Р .
Транспорт: 300 Р в месяц на «Тройку», если куда-то едем на метро. Такси пользуемся крайне нерегулярно. В среднем — 3000 Р в месяц.
Налоги: налог на квартиру — 449 Р . Также доплатил 3% за дивиденды компаний из США.
Сервисы: PS Plus — 3299 Р в год, семейный «Яндекс-плюс» — 871 Р в год, взял по акции в «М-видео». «Сберпрайм» брал на самом старте по акции, не смог найти точную стоимость — мне кажется, чуть более 1000 Р в год.
Страховки: страховка квартиры — 5000 Р в год. Страховка от тяжелых заболеваний и смерти — 0 Р , это от работодателя. В путешествиях у меня бесплатная страховка от All Airlines.
Красота: стригусь раз в три месяца за 900 Р .
Обучение: в этом году платное обучение не проходил. У работодателя на внутреннем портале есть множество бесплатных курсов, которые я понемногу изучаю. Пытаюсь досмотреть курс по администрированию PostgreSQL на «Ютубе».
Родителям: 0 Р . Мои родители все еще зарабатывают больше меня, хоть и работают не в сфере ИТ и даже не в Москве.
Спорт: немного занимаюсь по утрам на площадке возле дома, так что 0 Р .
Машина: 0 Р . Я специально купил квартиру возле метро, чтобы не нужна была машина, так как на нее уходит куча денег.
Благотворительность: 0 Р . Предпочитаю делиться своим опытом с теми, кому это интересно. В помощи деньгами вижу мало смысла.
Как я веду бюджет
У нас с женой раздельный бюджет. Все общие траты — за мой счет. Также я выпустил дополнительную карту с ежемесячным лимитом в 18 000 Р , чтобы А. тратила с нее деньги на общие нужды или могла в любой момент порадовать себя.
Все траты я записываю в приложение Monefy. Раз в месяц переношу итоги в гугл-таблицу. Ей далеко до идеала, но это лучше, чем ничего.